По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 10.07.2015 N 386-рп "О Концепции инновационно-образовательного комплекса в городе Сургуте"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 июля 2015 г. № 386-рп

О КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА (КАМПУС)
В ГОРОДЕ СУРГУТЕ И ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЕ")
СОЗДАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА (КАМПУС) В ГОРОДЕ СУРГУТЕ

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктом 2 статьи 40 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, руководствуясь распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года № 101-рп "О стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года", пунктом 25 перечня инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2015 - 2017 годах, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 декабря 2014 года № 508-п "О мерах по реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов":
1. Утвердить:
1.1. Концепцию инновационно-образовательного комплекса (Кампус) в городе Сургуте (далее - Концепция) (приложение 1).
1.2. План мероприятий ("дорожную карту") создания инфраструктуры инновационно-образовательного комплекса (Кампус) в городе Сургуте (далее - дорожная карта) (приложение 2).
2. Исполнительным органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - ответственным исполнителям дорожной карты ежегодно до 1 февраля представлять в Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры информацию о ходе реализации "дорожной карты".
3. Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществлять мониторинг реализации Концепции и "дорожной карты".

Временно исполняющая обязанности
Губернатора Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА





Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 10 июля 2015 года № 386-рп

КОНЦЕПЦИЯ
ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА (КАМПУС) В ГОРОДЕ
СУРГУТЕ

Раздел 1. КОНТЕКСТ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА (КАМПУС) В ГОРОДЕ СУРГУТЕ (ДАЛЕЕ - КАМПУС)
И АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО
ОКРУГА - ЮГРЫ (ДАЛЕЕ - АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ)

Образовательные организации, расположенные на территории автономного округа обеспечивают доступность образовательных услуг, позволяют получить профессиональное образование без выезда за пределы автономного округа. Ежегодно за счет средств бюджета автономного округа принимаются на обучение по программам профессионального образования всех уровней около 7,5 тысяч югорчан.
Высшее образование в округе представлено 2 федеральными вузами, 3 региональными организациями высшего образования (2 университетами и 1 академией), 2 негосударственными организациями высшего образования. Общая численность студентов вузов составляет более 17,5 тыс. чел., 58% из которых обучаются в г. Сургуте в региональных университетах - Сургутском государственном университете (далее - СурГУ) и Сургутском государственном педагогическом университете (далее - СурГПУ).
В 23 профессиональных образовательных организациях обучаются 19,5 тыс. человек, в том числе в г. Сургуте 21% студентов. В г. Сургуте ведут подготовку кадров Сургутский политехнический колледж, Сургутский медицинский колледж, Сургутский музыкальный колледж, Сургутский художественно-промышленный колледж, Сургутский профессиональный колледж русской культуры им. А.С. Знаменского. Сургутский политехнический колледж, несмотря на успешное функционирование новых зданий ресурсного центра, где размещены специализированные цеха и мастерские, испытывает нехватку помещений общеучебного назначения. Колледжи культуры и медицинский колледж осуществляют деятельность в приспособленных зданиях, в том числе арендуемых, и остро нуждаются в помещениях для организации производственных мастерских, специализированных помещениях по профилю подготовки, спортивных залах, общежитиях для иногородних студентов.
Учебные заведения округа вполне успешно удовлетворяют образовательный спрос населения и потребность региональных работодателей в специалистах технических, социально-экономических, гуманитарных и педагогических специальностей. Вместе с тем для подготовки высококвалифицированных кадров, способных к значительным инновациям, необходимы, как минимум, сильные абитуриенты, студенты, преподаватели и исследователи и соответствующая научно-исследовательская база.
Однако автономный округ пока не получает лучших абитуриентов, не конкурирует по качеству профессорско-преподавательского состава с ведущими вузами России и зарубежья. Для привлечения высококвалифицированных научных и преподавательских кадров нужны исследовательские гранты, "именные" кафедры; для набора абитуриентов с высокими результатами ЕГЭ - востребованные программы, стипендии для одаренных студентов, возможность заниматься по индивидуальному плану и привлекательные условия проживания и досуга.

Глава 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Основная цель развития автономного округа - "повышение качества жизни населения в результате формирования новой модели экономики, основанной на инновациях, и глобально конкурентоспособной" - определена Стратегией социально-экономического развития до 2020 года и на период до 2030 года <1> (далее - Стратегия).
--------------------------------
<1> Источник: "О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года". http://www.ugra2030.admhmao.ru/

Одним из важнейших направлений достижения долгосрочных целей социально-экономического развития автономного округа являются развитие человеческого капитала и инновационное развитие.
Особое внимание в Стратегии отведено образованию как отрасли, обеспечивающей диверсификацию экономики, экономический рост и социальное развитие общества.
Относительно инновационного развития Стратегия определяет, что "политика в области развития инновационной деятельности должна стать основой при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности в автономном округе, быть неразрывно связанной с долгосрочными экономическими интересами региона, научных организаций и вузов, предприятий автономного округа". Ключевой задачей в инновационной сфере является дальнейшее развитие инфраструктуры инновационной деятельности. В связи с чем отмечается, что "целесообразно создать полноценный университетский кампус в г. Сургуте".
В качестве приоритетных направлений инновационной деятельности Кампуса могут развиваться:
1. Математически интенсивные технологии эффективной добычи нефти.
2. Новые методы повышения нефтеотдачи.
3. Новые технологии нефтехимии и нефтегазохимии.
4. Геологическое моделирование, промысловая геофизика.
5. Переработка и хранение продуктов нефти и газа.
6. Технологии жизнеобеспечения: здравоохранение, образование, экология, информационные и телекоммуникационные технологии, технологии энергосбережения.

Глава 3. ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Уникальность автономного округа и для России, и для мира заключается в том, что половина текущих извлекаемых запасов нефти России локализована в ее границах (около 55% российской нефти и 30% газа). При этом в Югре есть ясное понимание необходимости перехода к инновационной стратегии, которая бы существенно увеличила коэффициент извлечения нефти (КИН). Согласно Стратегии падение добычи нефти является главным фактором, который будет определять параметры социально-экономического развития региона в соответствии со всеми сценариями стратегического развития.
Ориентирами в решении задачи перехода к инновационной стратегии являются богатые растущие экономики, в структуре ВВП и экспорта которых доминируют природные ресурсы: Королевство Норвегия (нефть), Канада (нефть, сельское и лесное хозяйство), Великобритания (энергетика, нефть и газ), Австралия (горнодобывающая промышленность) и Новая Зеландия (сельское хозяйство). При этом наличие развитых инновационных кластеров делает такие страны мировыми лидерами в производительности труда, экспорте технологий и, как следствие, в уровне жизни. Однако изначальные проблемы этих экономик очень схожи с текущими российскими.
Международные практики и опыт перехода ресурсных экономик в инновационную фазу развития различаются, однако существуют механизмы, общие для всех. Это связано с тем, что решение сложных технологических проблем (например, таких как увеличение коэффициента извлечения нефти) требует консолидации разнородных ресурсов - труда исследовательских групп, работающих в разных областях, финансирования и экспертизы со стороны промышленных компаний, поддержки со стороны органов власти. Как правило, консолидация осуществляется через формирование долгосрочных государственно-частных консорциумов, объединяющих ключевых игроков от промышленности. Консорциумы могут инициироваться как самими компаниями, так и вырастать из исследовательских групп, реализующих программы, актуальные для промышленности.
Полвека назад Самотлорское нефтяное месторождение и г. Сургут дали новый мощный импульс в развитии страны. Технологический вызов, стоящий перед страной сейчас - переход к трудноизвлекаемым пластам, повышение коэффициента извлечения нефти, увеличение глубины переработки традиционных ресурсов - требует аналогичного масштабного импульса развития. Необходимы технологические решения, которые позволят адекватно ответить на данный вызов. Т.е. импульс, который нужно сформировать сегодня - это импульс инновационный.
Предполагаемый Кампус в г. Сургуте обретет уникальность в случае, если станет площадкой формирования инновационно-технологических решений для российского нефтегазового комплекса и других ресурсных отраслей экономики (лес, электроэнергетика). Речь идет о создании экспериментальной площадки, позволяющей государству и корпоративным игрокам формулировать и опробовать новые технологические решения. Иными словами, здесь может начаться новая инновационная стратегия развития ресурсного сектора России. В этой связи Кампус будет выполнять консолидирующую роль государства и бизнеса, вовлекая в процесс создания необходимой инфраструктуры средства и технологии заинтересованных в реализации проекта компаний.
Город Сургут представляется перспективным местом для организации такой площадки:
В г. Сургуте и Сургутском районе проживают 453,7 тыс. человек, из них молодежь в возрасте 14 - 30 лет составляет 126,4 тыс. человек (28%).
г. Сургут обладает хорошей транспортной доступностью, включая аэропорт, являющийся базовым для авиакомпании UTair.
г. Сургут предоставляет возможности прямого взаимодействия с крупными компаниями, связанными с добычей, транспортировкой и переработкой нефти и газа, производством и транспортировкой электроэнергии. Так, в автономном округе работают все (за исключением ОАО "Татнефть") вертикально-интегрированные нефтяные компании России: ОАО "НК "Роснефть", ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "НК "Лукойл", ОАО "Газпром нефть", ОАО "Славнефть", ОАО "НК "Русснефть". Доступ к ним позволяет разработать и протестировать различные технологические решения.

Раздел 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ КАМПУСА

Стратегическая цель состоит в создании центра поддержки и обеспечения инновационного экономического развития региона посредством концентрации в нем интеллектуального потенциала и современной научно-образовательной инфраструктуры и их приближения к бизнесу.
В Кампусе предполагается работа по трем направлениям: образование, инновации и воздействие на городскую среду.
2.1. Основные задачи в направлении "Образование":
2.1.1. Создание и реализация университетских образовательных программ, обеспечивающих академическое превосходство в приоритетных направлениях развития, глобальную конкурентоспособность и высокую образовательную мобильность выпускников, интеграцию науки и образования.
2.1.2. Создание краткосрочных программ повышения квалификации студентов и специалистов в сотрудничестве с ведущими работодателями, консалтинговыми, сервисными и инжиниринговыми компаниями (программы отработки важных профессиональных навыков и компетенций, не формируемых в академических программах).
2.1.3. Приведение существующих образовательных программ вузов и колледжей в соответствие с лучшими международными стандартами.
2.1.4. Управление талантами и непрерывное образование в Кампусе: реализация проектов, нацеленных на выявление и развитие способностей детей, подростков и молодежи в образовательных организациях всех уровней, повышение привлекательности образовательных программ и среды Кампуса для обучающихся.
2.1.5. Развитие открытой, интегрированной информационно-образовательной среды Кампуса.
2.2. Основные задачи в направлении "Инновации":
2.2.1. Создание консорциумов по приоритетным направлениям исследований и разработок.
2.2.2. Формирование эффективной инфраструктуры и системы управления коммерциализацией результатов научно-исследовательских работ.
2.2.3. Развитие инновационного предпринимательства.
2.3. Основные задачи в направлении "Воздействие на городскую среду":
2.3.1. Создание центра интеллектуальной жизни, общения, реализации инициатив формата круглосуточного и круглогодичного общения.
2.3.2. Формирование в Кампусе зоны городского тяготения, центра активной городской жизни, привлекательной городской среды, включающей ценные объекты образования, здравоохранения и спорта.
Последовательное осуществление Концепции позволит Кампусу стать:
поставщиком крайне важных навыков для регионального социально-экономического развития;
точкой доступа к лучшим образовательным программам на отдельных направлениях, отличающимся высокой глобальной конкурентоспособностью и актуальностью на местном уровне;
центром совместных исследований по приоритетным направлениям;
центром совместных исследований и разработок на других приоритетных направлениях (в области экологии и медицины);
ценным объектом образования, здравоохранения и спорта для населения города.
Совместная реализация трех направлений - образования, инноваций и городской среды - станет ключевым фактором привлечения и удержания талантов в регионе и обеспечит его устойчивое развитие. Базой для реализации Концепции должен стать современный Кампус, способствующий коммуникации между исследователями и инженерами промышленных компаний, обеспечивающий высокое качество исследовательской инфраструктуры, создающий комфортные условия для работы и жизни в трудных климатических условиях.

Глава 1. ОБРАЗОВАНИЕ: СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО БРЕНДА
И ИНТЕГРАЦИЯ В ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

В образовательной структуре Кампуса будут представлены общеобразовательные программы, программы высшего и профессионального образования. На территории Кампуса будут размещены Сургутский государственный университет (СурГУ), Сургутский государственный педагогический университет (СурГПУ), Сургутский политехнический колледж, Сургутский медицинский колледж, Сургутский колледж культуры (созданный из трех ныне действующих учреждений), школа для одаренных детей, детский сад.
Крупнейшим поставщиком образовательных программ высшего образования в Кампусе выступит СурГУ. Предлагаемый им образовательный компонент должен не только удовлетворить локальный спрос на специалистов разных профилей, но в первую очередь ответить потребностям региональной нефтегазовой промышленности в высококлассных, высококвалифицированных профессионалах, проводящих технологическую модернизацию и производящих высокую добавленную стоимость.
Уже на сегодняшний день на базе СурГУ созданы научно-образовательный центр Научно-исследовательского института системных исследований Российской академии наук и базовая кафедра ОАО "Сургутнефтегаз" "Жизненный цикл информационных систем". Политехнический институт СурГУ работает над созданием образовательных программ по следующим направлениям: интегрированный анализ промысловой информации о пласте и скважине; технологии суперкомпьютерного моделирования в нефтегазовой отрасли; инновационные методы вовлечения в разработку трудноизвлекаемых запасов нефти. Таких программ нет ни в одном из вузов страны.
Институт естественных наук СурГУ реализует программы специалитета и бакалавриата по фундаментальной и прикладной химии (специализации нефтехимия и аналитическая химия), экологии и природопользованию. Планируется совместно с Московским государственным университетом усиление курса нефтехимии и аналитической химии, введение курса биоорганической химии и соответствующей дополнительной специализации, а также совместная с Университетом Мишкольц (Венгрия) магистерская программа "Нефтехимия", магистерская программа "Энергетические технологии" совместно со Сколковским институтом науки и технологий.
В целом подготовка на уровне бакалавриата будет вестись по широкому набору направлений, и по сфокусированному набору естественно-научного и технического профиля - в магистратуре и аспирантуре, которым будет отдано предпочтение на территории Кампуса. Кампус будет активно привлекать сотрудников промышленных компаний для получения степени магистра и кандидата технических наук.
Одним из направлений образовательной деятельности станут перспективные области, не связанные с топливно-энергетическим комплексом. Приоритетной становится тематика Крайнего Севера, включающая такие области, как медицина и экология. В округе имеется недостаток кадров первичного звена здравоохранения, а также узких специалистов в области оказания высокотехнологической медицинской помощи. Планируется постепенный переход в медицинском образовании от подготовки врача общей практики к подготовке врача в сфере предиктивной и персонализированной медицины. Становятся весьма актуальными вопросы развития медицины, сохраняющей качество жизни. Учитывая современные тренды развития медико-биологических знаний и инновационных технологий в этих областях, необходимо внедрение клеточных технологий в медицине, моделирование in silico (биоинформатика), фармбиотехнологии, конвергенция технологий (био-нано-инфо). Поэтому наряду с увеличением бюджетных мест по уже имеющимся программам подготовки предусматривается расширение перечня специальностей, требующих подготовки врачей, обладающих глубокими междисциплинарными знаниями. Решить эти проблемы позволит открытие подготовки по медицинской биохимии, медицинской биофизике и медицинской кибернетике.
Кроме того, будет возможна подготовка по новым образовательным программам, в частности, в области промышленной электроники, лазерных медицинских и аддитивных технологий, расчетных технологий инженерного анализа сложных технических систем, подготовка инженеров машиностроительного профиля.
Программы подготовки будут составлены и реализованы в кооперации с лидирующими промышленными компаниями и ведущими технологическими вузами мира в областях, связанных с нефтью и газом. Международная кооперация важна для создания собственного бренда, который будет формироваться через создание совместных программ с более известными брендами (например, Heriot-Watt University (Великобритания, г. Эдинбург) и Сколковским Институтом Науки и Технологии). Обучение предполагает активное участие студентов в решении практических задач региональной промышленности, профессиональные стажировки.
СурГПУ, являясь региональным профильным университетом, будет развиваться в Кампусе как центр педагогического и социально-гуманитарного образования региона, на базе которого будут сосредоточены педагогическое и социально-гуманитарное профессиональное образование и научные исследования в этих областях.
Приоритетным направлением подготовки СурГПУ должно стать направление "Образование и педагогика" в части подготовки бакалавров и магистров по педагогическому образованию, психолого-педагогическому образованию, специальному (дефектологическому) образованию и профессиональному обучению (по отраслям). Учитывая, что СурГПУ единственный региональный педагогический вуз, он должен аккумулировать подготовку педагогических кадров для региона в целом. Университет будет обеспечивать высшее педагогическое образование, концептуальным принципом организации и содержания которого станет тесная связь и внедрение результатов научных исследований в практику профессионального образования.
На территории Кампуса будет расположен образовательный комплекс "Сад - Школа" как экспериментальная площадка СурГПУ по разработке новых форм и методов обучения, базовая площадка "Института инновационной деятельности в образовании" Российской академии образования и стажировочная площадка для студентов СурГПУ и педагогов всего автономного округа по освоению новых образовательных технологий. Приоритетная задача - формирование интеллектуального потенциала социально-экономического развития региона. Основные направления научно-исследовательской деятельности: раннее развитие детей, работа с одаренными детьми, формирование метапредметных умений, формирование гражданской позиции, ранняя профилизация, индивидуальные образовательные программы, преемственность на всех ступенях образования, инклюзивное образование, здоровьесбережение.
На базе комплекса "Сад - Школа" будут созданы центры развития детей, подростков, родителей, учителей. Использование информационных (сетевых) технологий позволит расширить эти объединения и привлечь к участию в совместных проектах другие образовательные организации автономного округа, России. Кадровый, средовой, педагогический потенциалы Кампуса позволят построить и реализовать действенные модели профориентационной работы с детьми и подростками.
Оба вуза (СурГУ и СурГПУ) являются независимыми, что позволит сохранить разнообразие корпоративной культуры университетов и поддержать сложившиеся успешные управленческие, экономические и педагогические практики. Цель обоих вузов - повысить качество образования, устранив дублирование в направлениях подготовки и максимально усилив взаимную выгоду через участие в совместных проектах и программах. Каждый университет останется институционально независим, но академически и социально будет связан с партнерами в Кампусе. Такая схема позволит также реализовать принципы Болонского процесса на базе Кампуса: взаимозачисление учебных кредитов, реализация различных видов совместных программ, академическая мобильность и программы "разделенного" обучения, когда один университет отвечает за один набор дисциплин, к примеру, гуманитарный или педагогический, а другой - за естественнонаучный.
Колледжи - политехнический, медицинский и колледж культуры - будут выполнять в Кампусе каждый свою миссию: осуществлять подготовку специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих в соответствии с потребностями отраслей экономики и социальной сферы; гибко реагировать на социально-экономические изменения, предоставлять широкие возможности для различных категорий населения в приобретении необходимых профессиональных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.
Уникальное расположение в одном Кампусе организаций высшего и профессионального образования усиливает возможности реализации принципа непрерывности. Так, намечена реализация образовательных программ прикладного бакалавриата по техническим направлениям совместно с политехническим институтом СурГУ и политехническим колледжем.
Другими особенностями образования в Кампусе, вытекающими из идеи сотрудничества, являются:
Общая материальная база - библиотека, информационно-компьютерная база, лаборатории, центр институциональных исследований, спортивно-оздоровительный комплекс, центр искусств. Несомненно, что управление общей материальной базой может вызвать определенные административные сложности, но практика такого рода в мире существует и позволяет организациям экономить значительные средства.
Совместные исследовательские группы - объединение усилий вузов по проведению этнографических, исторических, социальных и экологических исследований и исследований в области образования. Данные (совместные) направления необходимы как усиливающие (а не заменяющие) научно-технические, поскольку сфокусированность лишь на научно-технических областях в конечном итоге ограничивает инновационные возможности университетов. Способность синтезировать различные точки зрения, чтобы получить одну "большую картину" необходима и в технических областях, а общественные и гуманитарные науки играют важную роль, часто предлагая творческий взгляд на критически важные точки.
На первом этапе в Кампусе сформируется несколько передовых образовательных программ, интегрированных в международную и российскую повестку развития науки и образования и тесно связанных с промышленностью и работодателями. Успешный опыт реализации таких образцовых программ в дальнейшем будет тиражирован на остальные программы, реализуемые в Кампусе.
За счет широкого внедрения технологий онлайн и сетевых образовательных программ Кампус будет интегрирован в глобальное образовательное пространство, предоставляя студентам и сотрудникам возможности полного включения в глобальные процессы обмена знаниями. Кампус обеспечит качественными образовательными сервисами отдаленные малонаселенные районы.

Глава 2. ИННОВАЦИИ: РЕШЕНИЕ ПРИКЛАДНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
ПРОБЛЕМ ЧЕРЕЗ КОНСОРЦИУМЫ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Основой инновационной деятельности в Кампусе станут программы широкой исследовательской кооперации Сургутского государственного университета с ведущими российскими и международными научно-образовательными центрами и промышленными компаниями, направленные на решение стратегических проблем региона и страны, таких как повышение коэффициента извлечения нефти и обеспечение высокого качества жизни в условиях Крайнего Севера. Кампус станет площадкой для формирования нескольких стратегических консорциумов.
Предварительный анализ задела и потенциала сургутских исследовательских коллективов позволяет предложить четыре возможных стратегических консорциума для начала деятельности в Кампусе:
цифровые недра;
химия нефти;
медицина будущего;
экология Севера.
Учитывая естественные ограничения автономного округа на развитие крупных исследовательских центров, работа над стратегическими проблемами будет вестись распределенными группами, включающими ведущих российских и зарубежных игроков. Организуя работу нескольких передовых исследовательских групп, СурГУ выступит полноценным участником кооперации. На территории Кампуса будут располагаться исследовательские (Research and Development/R&D) подразделения компаний, инфраструктура Кампуса предоставит возможности для удобного взаимодействия исследователей и инженеров с региональной индустрией.
На первых этапах развития участие промышленности может поощряться через предоставление льготного режима доступа к месторождениям, а перспективные исследовательские проекты софинансируются регионом, к моменту выхода Кампуса на проектную мощность основным мотиватором участия промышленных компаний станет достигнутое качество решения прикладных задач. Кампус и СурГУ станут заметными игроками в международной сети исследовательской и инженерной кооперации.
На территории Кампуса расположится ряд новых инновационных компаний, преимущественно в области нефтесервиса, обслуживающих как региональную промышленность, так и компании за пределами региона.
Тематика исследований как нефтяного, так и вне нефтяного направлений будет определяться территориально-отраслевыми кластерами, выбранными стратегий развития Югры: нефтегазоперерабатывающим, лесопромышленным, нефтегазодобывающим, агропромышленным, медицинским, туристско-рекреационным, научно-инновационным и, в меньшей мере, горнопромышленным.
С созданием Кампуса будет решен ряд задач по модернизации имеющейся научно-образовательной инфраструктуры (научные лаборатории и центры, бизнес-инкубатор, технопарк); будут созданы новые научно-образовательные центры (центр интеллектуальной собственности, центр трансфера технологий, инновационно-технологические центры, полигоны и др.).
Это позволит сформировать завершенную инновационную цепочку - "фундаментальные исследования - прикладные исследования - технологические работы - опытное производство - серийное производство". Кроме того, будет сформирован инновационный пояс из предприятий, коммерциализирующих результаты исследовательской деятельности.
Параметр практического применения должен стать центральным. Пользователи реалистичных исследовательских проектов для решения практических задач будут так или иначе связаны с регионом и Севером (недра, экология и связанные с ними вопросы о человеке). Соответственно, Кампус станет институциональной платформой, объединяющей пользователей вокруг практической задачи. Такие пользователи образуют территориально распределенную исследовательскую группу, способную решить данную проблему. Кампус предоставит возможности и ресурсы для деятельности таких групп.
В этом подходе Кампус предлагает две важнейшие компетенции: 1) способность сформировать, обеспечить финансированием и управлять проектом с несколькими участниками; 2) способность приближать проекты к конечным пользователям и объектам исследования. В этом подходе наличие собственных научных кадров в консорциуме хотя и важно, но все же вторично в сравнении с двумя компетенциями, обозначенными выше. Необходимо отметить, что созданные инновационные цепочки должны ориентироваться на практический результат, в том числе через презентацию конкретных новых продуктов и технологий. В этой связи при создании Кампуса должны быть использованы возможности инвесторов для заполнения "инвестиционных ниш" по созданию объектов конгрессно-выставочного назначения, которые непосредственно будут участвовать в процессах трансферта технологий, созданных в Кампусе.
Консорциумы, созданные в Кампусе, будут ориентированы на установку пользователя (клиента), а не на исследователя и его публикации, и будут решать практические задачи за счет создания критической массы из трех составляющих: сильных исследовательских компетенций в сторонних организациях, специализированных магистерских программ с университетами из международной лучшей практики, международного партнерства.
Именно такой подход позволил созданному всего десять лет назад (в 2004 году) Университету Ставангера (Королевство Норвегия) сформировать научно-практические компетенции мирового уровня через консорциумы в конкретных и весьма специализированных нишах.

Глава 3. ГОРОДСКАЯ СРЕДА: КАМПУС КАК ЦЕНТР ГОРОДСКОГО
РАЗВИТИЯ. КАЧЕСТВО И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ КАМПУСА

Создание Кампуса насытит городскую среду социально-культурной активностью и разнообразием. Студенческая активность задаст особую динамику места, исследовательский и инженерный компонент обеспечит развивающее взаимодействие с городскими сообществами. Кампус станет центром модернизации города, вовлекая жителей в обсуждение вопросов социального и технологического развития, в первую очередь, экологии, новых источников энергии и этнического и культурного наследия.
Физическая инфраструктура и правила работ должны быть спроектированы таким образом, чтобы быть привлекательными для представителей творческих специальностей. Границы между Кампусом и городом должны быть размыты: совместное использование кафе, библиотек, спортивных объектов, галерей, студий и арт-центров, коворкинговое пространство, совмещенные функции конгресс-центра и концертного зала, театра и технологической демо-зоны. Многие мероприятия, организуемые в Кампусе, должны быть открыты для заинтересованных аудиторий города: инженерные соревнования, art-science мероприятия, такие как показы научного кино, инсталляции и выставки, клубы по интересам: кружки по робототехнике, программированию и многие другие. По возможности, Кампус будет также удовлетворять спрос города на дошкольное и школьное образование и медицинское обслуживание.
Территория будет доступна для лиц с ограниченными возможностями здоровья, именно здесь будет построен центр паралимпийских видов спорта.
Кампус станет основной региональной дискуссионной площадкой, на которой обсуждаются актуальные вопросы технологического развития, социально-этнического взаимодействия, жизнедеятельности в условиях Крайнего Севера. Студенты магистратуры и аспирантуры будут участвовать в олимпиадах, конкурсах, мастер-классах и семинарах в расположенной на территории Кампуса школе.
Социально-культурная инфраструктура является одним из определяющих элементов привлекательной и креативной среды Кампуса, способствующей развитию инновационно-продуктивной экосистемы, что позволит обеспечить:
сглаживание границ между образованием, работой, повседневной жизнью;
интенсификацию коммуникации внутри Кампуса - за счет включения представителей различных сообществ (студентов, преподавателей, сотрудников корпораций, членов семей), тем самым создавая дополнительные возможности для реализации инновационных проектов и способствуя формированию экосистемы инноваций;
развитие идентичности, чувства принадлежности к особому сообществу, а также повышению привлекательности Кампуса;
развитие человеческого капитала - качеств характера, способствующих достижению высоких результатов, занятию активной позиции;
свободную межкультурную коммуникацию и сотрудничество.
Деятельность по привлечению культурных проектов и учреждений, планированию и организации событий должна осуществляться в качестве отдельной программы в рамках Концепции Кампуса.

Раздел 3. КАМПУС ДЛЯ СТУДЕНТОВ: ОБОСНОВАНИЕ

Общее количество студентов в вузах г. Сургута составляет в текущем учебном году 7564 чел. (очная форма) и 2280 чел. (заочная форма). Профессорско-преподавательский состав и научные сотрудники - 877 человек, общее количество сотрудников - 1888 человек. В общежитиях проживают 1005 студентов (менее 14% студентов очной формы), 160 сотрудников (18% от общего количества преподавательского состава).
Общее количество обучающихся в колледжах г. Сургута составляет 3304 чел. Общее количество сотрудников - 855 человек, из них 446 преподавателей. В общежитиях проживают 287 студентов (менее 9%) и 24 преподавателя.
В автономном округе рождаемость продолжает стабильно расти последние 15 лет (рис. 1).



Рис. 1. Динамика рождаемости в Югре

В связи с этим количество студентов очной формы обучения в вузах г. Сургута, рассчитанное на основе демографических данных о рождаемости в автономном округе и прогнозе количества выпускников 11 классов, может увеличиться к 2030 году вдвое по отношению к данным 2014 года. В расчетах учтена доля рынка сургутских вузов по текущему значению: 21 - 22% от числа выпускников 11 классов (рис. 2).



Рис. 2. Прогноз численности выпускников школ и студентов
в вузах г. Сургута

Аналогичные процессы будут происходить и с потоком студентов колледжей г. Сургута; к 2030 году их численность может увеличиться на 80% по отношению к данным 2014 года. В расчетах учтена доля рынка сургутских вузов по текущему значению: 10 - 11% от числа выпускников 9 классов (рис. 3)



Рис. 3. Прогноз численности выпускников школ и студентов
в колледжах г. Сургута

Таким образом, прирост численности студентов будет происходить как в организациях высшего, так и в организациях профессионального образования (табл. 1)

Таблица 1

Численность студентов в организациях высшего
и профессионального образования

Наименование образовательной организации
Численность студентов (очная форма), человек
2014 год, факт
2025 год, прогноз
2030 год, прогноз
Сургутский государственный университет
5760
9254
11092
Сургутский государственный педагогический университет
1800
3085
4000
Итого по вузам
7560
12339
15092
Сургутский политехнический колледж
2118
3595
4229
Сургутский медицинский колледж
635
700
894
Сургутские колледжи культуры (Сургутский музыкальный колледж, Сургутский профессиональный колледж русской культуры им. А.С.Знаменского, Сургутский художественно-промышленный колледж)
551
626
736
Сургутский нефтяной техникум (филиал Югорского государственного университета)
1467
2359
2775
Итого по колледжам
4771
7280
8564
Всего
12331
19619
23656

Приток абитуриентов потребует поэтапного строительства новых площадей учебного назначения не менее 72000 кв. м к 2025 году, в первую очередь для технических и медицинских направлений подготовки, которые будут востребованы на рынке труда.
На начало 2014 - 2015 учебного года обеспеченность учебными площадями вузов и колледжей г. Сургута в целом соответствует лицензионным нормативам для имеющегося контингента студентов по направлениям подготовки.
Однако в зависимости от реализуемых образовательных программ и качества имеющейся материальной базы прогнозная обеспеченность учебными площадями весьма различна по образовательным организациям:
1. На 2014 год общая площадь учебно-лабораторных помещений СурГУ составляет 72957 кв. м. Однако заметная часть помещений университета не соответствует современным международным требованиям к организации учебного процесса по направлениям подготовки. Потребность в учебных площадях на территории Кампуса составляет 86000 кв. м.
2. Сургутский музыкальный колледж, Сургутский художественно-промышленный колледж, Сургутский профессиональный колледж русской культуры им. А.С. Знаменского осуществляют деятельность в приспособленных зданиях, в том числе арендуемых, и остро нуждаются в помещениях для организации производственных мастерских, специализированных помещения по профилю подготовки, спортивных залах, общежитиях для иногородних студентов. Потребность в учебных площадях на территории Кампуса составляет 11500 кв. м.
3. Сургутский политехнический колледж (общая площадь - 50843 кв. м), несмотря на успешное функционирование новых зданий ресурсного центра (площадь 16789 кв. м, 2010 год постройки), где размещены специализированные цеха и мастерские, испытывает нехватку помещений общеучебного назначения, проблема станет острее в связи с прекращением учебного процесса в учебном корпусе и учебно-производственных помещений, находящихся в аварийном состоянии (65% износа), площадью 6496,2 кв. м. Кроме того, остальные три учебных корпуса также потребуют капитального ремонта в ближайшие пять лет в связи с износом зданий от 60 до 100%. Потребность в учебных площадях на территории Кампуса составляет 42000 кв. м.
4. Сургутский медицинский колледж ведет занятия в приспособленных помещениях, не имеет возможности увеличивать контингент студентов (при конкурсе до четырех человек на место) в связи с ограниченностью учебных площадей и отсутствием общежития. Потребность в учебных площадях на территории Кампуса составляет 12000 кв. м.
5. На сегодняшний день общая площадь учебно-лабораторных помещений СурГПУ составляет 32094 кв. м, при этом 20% площадей относятся к 1967 - 1968 годам постройки. Учитывая тот факт, что СурГПУ полностью размещен в приспособленных помещениях, изначально строившихся внутри микрорайонов как школьные здания, не имеющие необходимых по современным требованиям подъездных путей, предлагается все имеющиеся здания СурГПУ передавать городу для размещения школ по мере строительства корпусов в Кампусе. Потребность в учебных площадях на территории Кампуса составляет 32000 кв. м.
Таким образом, на вновь вводимых площадях на территории Кампуса предполагается размещать колледжи, медицинский и политехнический, институты СурГУ (именно здесь будет прирост студентов), а также СурГПУ.
Остальные профили подготовки (это, в основном, гуманитарные и экономические профили, не требующие специализированного оборудования) размещаются на действующих площадях СурГУ.
Прогнозируемое увеличение численности студентов также потребует увеличения мощности общежитий, поскольку имеющаяся мощность уже сегодня является ограничивающим фактором выбора вуза для иногородних абитуриентов. Так, в 2014 - 2015 учебном году получили место в общежитии 14% сургутских студентов, при общей доле иногородних абитуриентов от 30 до 54% в зависимости от вида образовательной программы. Для сравнения, в Югорском государственном университете в общежитиях проживают 80% студентов. Строительство новых студенческих общежитий (как минимум для 50% студентов) приведет к привлечению мотивированных и хорошо подготовленных абитуриентов из муниципальных образований автономного округа и других регионов.
Таким образом, с учетом площади школы на 800 мест и детского сада на 350 мест площадь образовательной зоны на территории Кампуса должна составить не менее 203500 кв. м. Подробное описание объектов представлено в разделе 6 Концепции.

Раздел 4. МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ КАМПУСА

Современная экономика знаний характеризуется двумя типами активов: вещественными и невещественными (knowledge assets). Применительно к Кампусу невещественные активы - это компетенции сотрудников, выражающиеся в их способности участвовать в решении конкретных научных, прикладных и учебных задач, особенно долгосрочных стратегических проблем. В странах - членах организации экономического сотрудничества и развития, инвестиции в невещественные активы (компетенции человеческого капитала, торговые марки и знаки, патенты и лицензии и т.д.) превышают инвестиции в вещественные активы (оборудование, инфраструктура, здания и сооружения). Это происходит потому, что инвестиции в невещественные активы характеризуются так называемой возрастающей отдачей на масштаб: они не линейны. Инвестиции в оборудование, физическую инфраструктуру, здания и сооружения характеризуются пропорциональной (линейной) отдачей и финансируются они в основном из бюджета.
С этой точки зрения три направления Кампуса (образовательная, инновационная и воздействие на городскую среду) финансируются и развиваются по-разному. Образовательное направление будет финансироваться в основном из бюджета - это линейный (пропорциональный) механизм финансирования, когда отдача ресурсов (в виде выпуска кадров и научных исследований) прямо пропорциональна объему бюджетного финансирования.
Второе направление - инновационное, следует нелинейному механизму развития: когда бюджетное финансирование генерирует различные внебюджетные ресурсы. Запустить нелинейный механизм аккумуляции ресурсов (через консорциумы) будет непросто. Российский корпоративный сектор в большинстве случаев консервативен и имеет короткий горизонт планирования, что не способствует инновациям. Но при этом в нем всегда есть динамичные сегменты и исключения из общего правила с более длинным временным горизонтом планирования <2>. Потребуются усилия, чтобы убедить предприятия корпоративного сектора пойти на эксперимент с вложением в Кампус. При этом необходимо отметить, что создание Кампуса сводится в объединении по целям, результатам и средствам усилий государственного и корпоративного сектора. Можно отметить, что г. Сургут представляет интерес как для компаний, ведущих деятельность по недропользованию, так и для инвесторов. В этой связи Кампус, обладая коммерческой составляющей, выраженной в привлекательном для инвесторов месторасположении, что напрямую связано с возможностью размещения объектов рекреационного, конгрессно-выставочного, гостиничного, жилого, торгового назначения и пр., может вовлекать внебюджетные источники для развития необходимой инфраструктуры. Вместе с тем для объединения по целям, результатам и ресурсам усилий государственного и частного сектора необходимо тщательное структурирование модели создания Кампуса и реализации ее через палитру концессионных соглашений, создание специализированных проектных компаний, государственных и муниципальных капитальных вложений, социально-экономического и государственно-частного партнерства.
--------------------------------
<2> Затраты на инновации крупных предприятий округа в 2011 г. составили 26,5 млрд. руб. (в 2007 г. - 18,2 млрд. руб.), а общее количество инновационно-активных организаций крупного бизнеса составило 53 (в 2007 г. - 33). "О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года". http://www.ugra2030.admhmao.ru/.

Необходимо запустить нелинейный (внебюджетный) механизм развития, а значит обеспечить быстрый рост его нематериальных активов. Характеристики нелинейного механизма развития Кампуса предлагаются в таблице 2.

Таблица 2

Основные характеристики нелинейного механизма развития
Кампуса

Характеристики
Кампус - новый игрок на инновационном поле, формирующий решения стратегических проблем энергетический отрасли страны
Цель
формирование критической массы образовательных, исследовательских и научных компетенций, позволяющих формировать технологические решения стратегических проблем нефтегазового сектора страны и открытых к другим инновационным возможностям
Роль Кампуса
Кампус как платформа для интеграции ведущих корпоративных и государственных игроков страны, для привлечения дополнительных ресурсов и компетенций
Организационный механизм
три - пять крупных корпоративно-государственных консорциума (стратегических пилота), нацеленных на решение конкретных проблем страны и Югры
Роль первых лиц корпоративного сектора
ключевая. Формируют заказ, предоставляют посевное финансирование <3> и обеспечивают государственное софинансирование
Роль первых лиц автономного округа
на начальном этапе - главная и системообразующая
Мультипликатор бюджетных средств (сколько внебюджетных ресурсов привлекают бюджетные средства)
значительный - через четыре - пять лет, по мере формирования критической массы. Растет нелинейно
Стратегия развития научных компетенций
комплекс как центр приложения прикладных компетенций всей страны и мира
Успешные примеры в мире
исключения из общего правила: Университет Роберта Гордона в Абердине (Великобритания),
Университет Ставангера (Королевство Норвегия)
Примеры внутри страны
исключения из общего правила:
Сколковский Институт Технологии - в части взаимодействия с промышленностью;
Томский политехнический университет;
Высшая Школа Экономики - научно-исследовательская деятельность в партнерстве с ведущими зарубежными вузами и хорошо финансируемая государством
Риск реализации проекта
высокий риск не достигнуть поставленной цели и перейти на консервативный механизм

--------------------------------
<3> Посевное финансирование - это предоставление первоначального капитала предпринимателю, бизнес которого находится на уровне идеи. Финансирование предоставляется вновь созданным компаниям для завершения разработки продукта и проведения первоначального маркетингового исследования.

Выполнение третьего направления Кампуса актуально для администрации города Сургута. Создание такой территории в центре города сделает жизнь его населения более комфортной, а это - важный фактор для любой территории Крайнего Севера.

Раздел 5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Выделяются три этапа создания и развития Кампуса: подготовительный - этап формирования точек роста и расширения (достижения критической массы).
На первом подготовительном этапе оформляются концептуальные элементы создания Кампуса, формируется система управления созданием Кампуса и программы кооперации с корпоративным сектором. На втором этапе пилотные программы кооперации с корпоративным сектором расширяются, особенно программы, направленные на решение технологических проблем нефтегазовой промышленности, и начинается активная модернизация образовательного процесса. Следующий этап предполагает расширение Кампуса как за счет добавления стратегических программ с промышленностью, так и за счет освоения перспективных, не связанных с топливно-энергетическим комплексом, областей.
5.1. Этап 1: Подготовительный (2015 - 2016)
Основные процессы:
Разработка дорожной карты реализации Концепции по трем направлениям: образование, инновации и воздействие на городскую среду.
Формирование системы управление созданием Кампуса, обеспечение высокой вовлеченности заинтересованных сторон.
Идентификация точек развития исследовательской кооперации и начало работы консорциумов.
Определение перспективных партнеров для реализации исследовательских программ.
Формирование системы поощрения промышленных компаний к сотрудничеству.
Определение схем финансирования и привлечение инвесторов.
Проектирование инфраструктуры Кампуса.
Оформление программы модернизации образовательной деятельности.
Подготовительный этап является ключевым для создания Кампуса. Именно на этом этапе максимальны риски потери идеологии создания Кампуса. Этот этап является наиболее трудоемким с точки зрения вовлечения заинтересованных участников. Ключевое условие успешной реализации этого этапа и перехода к следующему - наличие амбициозного и энергичного лидера, рассматривающего создание Кампуса в качестве стратегического приоритета. Его первоочередной задачей станет вовлечение промышленных компаний в формирование повестки технологической модернизации нефтегазовой отрасли, обеспечение их готовности к активному участию в формируемых технологических консорциумах.
Обеспечение заинтересованного участия промышленных компаний потребует реализации комплексного набора экономических стимулов и политических гарантий, подкрепленного последовательными действиями руководства автономного округа.
На этом этапе должны быть идентифицированы области развития исследовательской кооперации и начато формирование пилотных программ технологической кооперации, реализуемых в партнерстве с промышленностью и ведущими научными центрами страны. В качестве первой такой области могут быть выбраны "Цифровые Недра" (математическое моделирование для разведки и добычи нефти и газа): в качестве партнеров СурГУ в этой работе выступят Научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук (г. Москва) и Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (г. Саров), а также перспективный заказчик - ОАО "Сургутнефтегаз", другие нефтяные и нефтесервисные предприятия страны и мира.
5.2. Этап 2: Формирование точек роста (2016 - 2020)
Основные процессы:
Развитие пилотных программ технологической кооперации - увеличение масштаба исследовательских консорциумов.
Модернизация образовательного процесса, развитие программ кооперации с ведущими образовательными центрами.
Завершение создания инфраструктуры Кампуса.
Идентификация перспективных областей исследовательской и образовательной деятельности, поиск партнеров и источников финансирования.
По мере роста и расширения исследовательские консорциумы неизбежно столкнутся с институциональными ограничениями <4> и проблемами. Для того чтобы обеспечить внедрение результатов и привлечь в Кампус новых корпоративных игроков и научных партнеров необходимо будет преодолеть институциональные ограничения. На этом этапе происходит переход от исследований к инновациям (внедрение и тест рыночного спроса).
--------------------------------
<4> Институциональные ограничения - это комплекс различного рода ограничений и правил, обеспечивающих процесс государственного регулирования и представляющих собой результат законотворчества исполнительной и законодательной властей различного уровня.

На данном этапе должна быть завершена разработка и начата реализация совместной программы СурГУ и СурГПУ по внедрению технологий онлайн и смешанного образования (blended learning) в образовательную практику, а также включению соответствующего контента. В качестве партнеров выступают вузы, активно использующие соответствующие практики, а также вузы, ведущие исследовательскую работу в области learning science.
На этом этапе развития Кампуса возможно формирование новой структурно-функциональной модели высшего образования автономного округа. Уникальность региональной ситуации в высшем образовании обусловлена тем, что автономный округ фактически выполняет функции учредителя для трех государственных вузов, а развитие и функционирование двух вузов федерального подчинения в определяющей степени зависит от региональной поддержки. В связи с этим для эффективного функционирования совокупности организаций высшего образования автономного округа должны быть реализованы следующие основные принципы деятельности:
Единство образовательного, научного и инновационного процессов во взаимосвязи с задачами социально-экономического, технологического, образовательного, научного и культурного развития автономного округа;
Комплексное использование образовательного, научного и материально-технического потенциала для решения инновационных задач регионального развития.
Реализация этих принципов в полной мере станет возможной при создании Кампуса. В результате Сургутский государственный университет станет опорным вузом региональной экономической системы. Другими элементами модели станут вузы массовой подготовки для социальной сферы и сферы сервиса, вуз прикладного и технического бакалавриата. В опорном вузе будут разработаны и реализованы новые программы инженерного образования, новые программы аспирантуры и магистратуры.
5.3. Этап 3: Расширение набора областей превосходства: Достижение критической массы (2020 - 2025) - этап появления международной репутации и известности по ряду прикладных научных направлений.
Понятие критической массы трудно определить формальными показателями, но оно практически всегда присутствует при анализе динамики инновационных н университетских комплексов. Рабочее определение: такой уровень (объем) нематериальных активов-компетенций (knowledge assets), который характеризуется способностью "притягивать" таланты, новых партнеров и финансовые ресурсы. На этом этапе Кампус становится международным игроком по ряду направлений. Способность привлекать таланты и ресурсы демонстрируется, например, объемом грантового финансирования (в том числе международного) для исследований, публикациями в журналах и привлечением студентов других регионов России. Кампус становится новым центром городской жизни - "домом" для жителей города.
Основные процессы:
Запуск новых стратегических консорциумов на основе опыта предыдущего этапа.
Сворачивание работы консорциумов, тем и лабораторий, не оправдавших себя.
Вовлечение международных игроков в исследовательские консорциумы и активизация международной кооперации.
Начало работы в перспективных областях исследовательской и образовательной деятельности, не связанных с топливно-энергетическим комплексом.
План создания инфраструктуры Кампуса приведен в приложении 2 к настоящему распоряжению.

Раздел 6. ОПИСАНИЕ И ПАРАМЕТРЫ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ
КАМПУСА

6.1. Инновационно-образовательная зона - 203500 кв. м, включая:
Политехнический институт СурГУ (на 1800 - 2000 студентов), сблокированный с лабораторно-производственным корпусом (ангар высотой 8 - 12 м для размещения научно-производственных лабораторий и технологических участков с возможностью установки временных перегородок; помещения для научно-исследовательских лабораторий из расчета, примерно, 20 кв. м на одного исследователя для "мокрой" и 11 кв. м на одного исследователя для "сухой" лаборатории, возможно предусмотреть "гибкие" пространства, которые впоследствии можно легко конвертировать в лабораторные или учебные, в зависимости от набора и направления) - 30000 кв. м.
Медицинский институт СурГУ (на 1800 - 2000 студентов) с учетом научно-исследовательской деятельности 40000 кв. м, сблокированный с лечебно-диагностическим центром (площадь центра учитывается отдельно).
Институт естественных наук СурГУ (800 - 1000 студентов), сблокированный с учебно-лабораторный корпусом (включая лаборатории научно-исследовательского института экологии Севера) - 16000 кв. м.
Педагогический университет СурГПУ (на 3000 - 3500 студентов) с учетом научно-исследовательской деятельности и практики педагогических институтов и институтов образования предполагается от 5 до 8 кв. м на 1 студента, включая центр дистанционного образования - 32000 кв. м.
Политехнический колледж (на 3000 - 3500 студентов) - 42000 кв. м.
Медицинский колледж (на 800 студентов, должен располагаться в непосредственной близости от медицинского института СурГУ) - 12000 кв. м.
Колледж культуры (на 700 студентов) - 11500 кв. м.
Школа на 800 мест - 13800 кв. м.
Детский сад на 350 мест - 6200 кв. м.
6.2. Административный блок (зал заседаний на 150 мест; конференц-зал на 500 мест; холл для организации выставок - 1500 кв. м; комнаты для переговоров; офисы и помещения для административно-управленческого персонала на 500 мест; кабинеты для административно-управленческого персонала на 100 чел.; помещения для обслуживающего персонала на 60 чел.; ресторан на 50 мест; столовая на 100 мест; кафетерий на 30 мест; места для розничной торговли - до 5 мест; гардероб на 600 мест; подземный паркинг на 200 м/мест) - общей площадью 12000 кв. м.
6.3. Инновационный центр (бизнес-инкубатор) - офисная зона; помещение для проведения конференций на 200 чел.; 5 комнат для переговоров; ресторан на 50 мест; кафе на 100 мест; гардероб; подземный паркинг на 200 м/мест - 14000 кв. м.
6.4. Библиотека и типография - 5000 кв. м.
В связи со значительным увеличением числа электронных библиотек и доступностью цифровых копий печатных материалов, изданий в вузах мира в последние годы усиливается тенденция к уменьшению библиотечных площадей. Даже специальность "библиотекарь-библиограф" заменена в США и Великобритании на "библиотекарь-специалист по информационным наукам". Большинство современных студентов получают информацию, пользуясь собственным компьютером. Библиотека постепенно перестает быть хранилищем печатных материалов и преобразуется в информационный центр для индивидуальной и групповой работы студентов и исследователей.
6.5. Инженерно-хозяйственный центр (газовая котельная, трансформаторные подстанции, склады, прачечная, гараж на 10 легковых и 14 грузовых автомобилей, в т.ч., автобусов, помещения для обслуживающего персонала) - 7000 кв. м.
6.6. Спортивно-оздоровительная зона:
центр адаптивных видов спорта (на 110 посещений в час), мощности которого будут использованы при подготовке специалистов спортивной отрасли;
открытые спортивные площадки (площадки для мини-футбола, волейбола и баскетбола, 2 теннисных корта, стадион с футбольным полем, беговыми дорожками и трибунами до 2000 мест);
закрытые площадки - 15000 кв. м: два универсальных зала для занятий баскетболом, волейболом, мини-футболом и т.п.; бассейн (50 м, 6 дорожек); 2 теннисных корта; фитнес-центр (залы для занятий аэробикой, фитнесом, танцами, тренажерный зал и т.п.).
6.7. Студенческий центр (многофункциональный зал на 500 мест (кинопоказы, конференции), студия телевидения, культурно-досуговая зона, предприятия общественного питания и сферы услуг) - 10000 кв. м.
6.8. Общежития на 7000 проживающих, из расчета 2 - 3-местного размещения (студии, апартаменты), 10 - 12 кв. м на человека - 77000 кв. м.
6.9. Жилая зона для профессорско-преподавательского состава, административно-управленческого и обслуживающего персонала: 69500 кв. м, в том числе:
дома на 1500 сотрудников и членов их семей - 1, 2 и 3-комнатные квартиры площадью 45, 55 и 75 кв. м, соответственно (56000 кв. м.);
таунхаусы, жилые дома повышенной комфортности, на 80 семей по 90 кв. м (7200 кв. м);
доходный дом (350 человек, 18 кв. м на человека) - 6300 кв. м.
6.10. Парковочные зоны для автотранспорта - 5000 м/мест, в том числе подземные паркинги - 450 м/мест.
6.11. Прогулочно-парковая зона.
6.12. Открытая площадь для проведения торжественных мероприятий.
6.13. Офисные помещения с конгресс-центром.
6.14. Бизнес отель.
6.15. Выставочные павильоны с современным инженерно-техническим оснащением и многофункциональными помещениями для проведения конференций, симпозиумов, выставок.
6.16. Арендные деловые апартаменты
Основные показатели инфраструктурных объектов Кампуса отражены в таблице 3.

Таблица 3

Основные показатели инфраструктурных объектов Кампуса

N
Наименование
Показатель площади (кв. м)
Предварительная оценка стоимости строительства 1 кв. м (руб.)
Предварительный расчет стоимости строительства (млрд. руб.)
Источники финансирования
Некоммерческая часть проекта
1.
Инновационно-образовательная зона
203500
70000
14,2
бюджетное финансирование (бюджеты автономного округа и муниципального образования г. Сургут)
2.
Общежития на 7000 мест
77000
70000
5,4
внебюджетное финансирование (за счет реализации проектов коммерческой зоны)
3.
Жилая зона для преподавателей
69500
70000
4,9
внебюджетное финансирование (за счет реализации проектов коммерческой зоны)
4.
Административный центр
12000
70000
0,8
бюджетное финансирование (бюджеты автономного округа и муниципального образования г. Сургут)
5.
Студенческий центр
10000
70000
0,7
бюджетное финансирование (бюджеты автономного округа и муниципального образования г. Сургут)
6.
Инновационный центр
14000
70000
1,0
бюджетное финансирование (бюджеты автономного округа и муниципального образования г. Сургут)
7.
Спортивно-оздоровительная зона Центра паралимпийских видов спорта
15000
70000
1,05
внебюджетное финансирование (за счет реализации проектов коммерческой зоны)
8.
Инженерно-хозяйственный центр
7000
70000
0,5
бюджетное финансирование (бюджеты автономного округа и муниципального образования г. Сургут)
Итого по объектам капитального строительства некоммерческой части
408000

28,55

Коммерческая часть проекта
9.
Офисные помещения с конгресс-центром
38000
50000
1,9
внебюджетное финансирование
10.
Бизнес отель (3*)
38600
150000
5,8
внебюджетное финансирование
11.
Арендные деловые апартаменты
50000
70000
3,5
внебюджетное финансирование
12.
Выставочный комплекс
25000
35000
0,87
внебюджетное финансирование
Итого по объектам капитального строительства коммерческой части
151600

12,07

Подготовка территории
13.
Затраты на вертикальную и горизонтальную планировку территории, берегоукрепление, обеспечение необходимой инженерной и дорожной инфраструктурой


7,0
Бюджетное финансирование (бюджеты автономного округа и муниципального образования г. Сургут)
Итого затраты на реализацию проекта
47,62


Проектом предусматривается несколько форм собственности: государственная (объекты научной части), частная (объекты коммерческой части), муниципальная собственность (инженерная и транспортная инфраструктура).
Механизмами реализации проектов являются применение принципов государственно-частного партнерства (на базе Федерального закона от 21.07.05 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.10.10 № 155-оз "Об участии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в государственно-частных партнерствах"), государственных и муниципальных капитальных вложений, приобретение земельных участков и объектов капитального строительства, управление объектами коммерческой, социальной и инженерной инфраструктуры.





Приложение 2
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 10 июля 2015 года № 386-рп

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") СОЗДАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА (КАМПУС) В ГОРОДЕ
СУРГУТЕ

№ п/п
Наименование мероприятия
Срок реализации
Ожидаемый результат
Ответственные исполнители
1.
Разработка организационно-управленческих механизмов
1.1.
Формирование документов, определяющих организационно-правовые, финансово-экономические, технические механизмы создания инфраструктуры Кампуса
июнь 2015 года - июнь 2016 года
модель создания инфраструктуры Кампуса (далее - модель)
СурГУ (функциональный заказчик, по согласованию),
Фонд развития Югры (технический заказчик, по согласованию),
Департамент экономического развития автономного округа (далее - Депэкономики Югры),
Департамент образования и молодежной политики автономного округа (далее - Депобразования и молодежи Югры)
1.2.
Подготовка предложений по источникам финансирования проекта для включения расходов в проект бюджета автономного округа на 2016 год и плановый период 2017, 2018 и последующих годов
май - октябрь 2016 года
включение в проект бюджета затрат по объектам, планируемым к созданию за счет государственных капитальных вложений автономного округа, концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве
Депэкономики Югры,
Депобразования и молодежи Югры,
1.3.
Публичные обсуждения с населением и депутатами Думы города Сургута модели и документации по планировке территории
июнь 2015 года - июнь 2016 года
протоколы публичных обсуждений. Внесение изменений в модель (при необходимости)
СурГУ (по согласованию),
Депобразования и молодежи Югры,
Депэкономики Югры,
Департамент строительства автономного округа (далее - Депстрой Югры),
Фонд развития Югры (по согласованию),
группа экспертов Всемирного банка (по согласованию),
исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления города Сургута (по согласованию)
1.4.
Обсуждение модели с профильными федеральными органами исполнительной власти, институтами развития и экспертами
ноябрь - декабрь 2015 года
наличие внешних экспертных заключений
Депобразования и молодежи Югры,
Депэкономики Югры,
СурГУ (по согласованию),
группа экспертов Всемирного банка (по согласованию)
1.5.
Привлечение инвесторов к созданию инфраструктуры
ноябрь - декабрь 2015 года
проведение серии встреч с потенциальными инвесторами
Фонд развития Югры (по согласованию),
СурГУ (по согласованию),
Депобразования и молодежи Югры,
Депэкономики Югры
1.6.
Формирование "пула" заинтересованных инвесторов
август - ноябрь 2016 года
списки инвесторов, заинтересованных в создании и эксплуатации объектов Кампуса коммерческого назначения и инвесторов, заинтересованных в создании и эксплуатации объектов Кампуса посредством концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве
Фонд развития Югры (по согласованию),
СурГУ (по согласованию)
1.7.
Создание в СурГУ структурного подразделения, координирующего взаимодействие исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления города Сургута, всех заинтересованных сторон в создании инфраструктуры инновационно-образовательного комплекса (Кампус) в городе Сургуте
июль - сентябрь 2016 года
положение о структурном подразделении СурГУ
Депобразования и молодежи Югры,
СурГУ (по согласованию)
1.8.
Внесение изменений в постановление Правительства автономного округа от 09.10.2013 № 408-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 - 2020 годах"
июль - сентябрь 2016 года
приобретение жилья высококлассным специалистам обеспечивающим реализацию Концепции Кампуса
Депстрой Югры,
Департамент по управлению государственным имуществом автономного округа (далее - Депимущества Югры),
Депобразования и молодежи Югры,
Депэкономики Югры,
СурГУ (по согласованию)
2.
Формирование земельных участков
2.1.
Разработка документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов
февраль 2016 года
постановление Правительства автономного округа об утверждении проекта планировки территории, предусматривающей размещение объектов
Депстрой Югры,
Депимущества Югры,
Депобразования и молодежи Югры,
Депэкономики Югры,
СурГУ (по согласованию)
май 2016 года
постановление Правительства автономного округа об утверждении проекта межевания территории и проектов градостроительных планов земельных участков под здания и сооружения
2.2.
Предварительное согласование предоставления земельного участка
июль 2016 года
решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Схема границ земельного участка.
Органы местного самоуправления города Сургута (по согласованию),
Депимущества Югры,
Депстрой Югры,
Депобразования и молодежи Югры,
Депэкономики Югры
2.3.
Проведение кадастровых работ в отношении земельного участка
июль - октябрь 2016 года
постановка земельного участка на государственный кадастровый учет
Депимущества Югры
2.4.
Предоставление земельного участка в пользование Депимущества Югры
ноябрь 2016 года
оформление права пользования на земельный участок
органы местного самоуправления города Сургута (по согласованию),
Депимущества Югры
2.5.
Регистрация права собственности автономного округа на земельные участки
декабрь 2016 года
свидетельства о государственной регистрации права
Депимущества Югры
2.6.
Межевание и постановка на государственный кадастровый учет размежеванных земельных участков под здания и сооружения, входящие в Кампус
июнь 2016 года - январь 2017 года
постановка на государственный кадастровый учет земельных участков под здания и сооружения, входящие в Кампус
3.
Подготовка и проведение строительных работ
3.1.
Разработка заданий на проектирование зданий и сооружений, входящих в Кампус (в части объектов бюджетного финансирования)
июнь 2016 года
утвержденные задания на проектирование
Депстрой Югры,
уполномоченные исполнительные органы государственной власти автономного округа
3.2.
Объявление аукционов на право заключения государственных контрактов на разработку проектной документации для строительства зданий и сооружений, входящих в Кампус (в части объектов бюджетного финансирования)
июль 2016 года (в соответствии со сроками проведения аукционных процедур)
государственные контракты на разработку проектной документации
Депстрой Югры,
Департамент государственного заказа автономного округа (далее - Депгосзаказа Югры)
3.3.
Разработка проектной документации для строительства зданий и сооружений, входящих в Кампус (в части объектов бюджетного финансирования)
сентябрь 2016 года - сентябрь 2017 года
утвержденная проектная документация
Депстрой Югры
3.4.
Объявление аукционов на право заключения государственных контрактов на выполнение подрядных работ (в части объектов бюджетного финансирования)
октябрь 2017 года
государственные контракты на выполнение строительно-монтажных работ
Депстрой Югры,
Депгосзаказа Югры
3.5.
Разработка конкурсной документации для объектов, реализация которых планируется с применением концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве
ноябрь - декабрь 2016 года
документы для проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений конкурсов и соглашения о государственно-частном партнерстве
Депэкономики Югры,
Фонд развития Югры,
СурГУ,
Депобразования и молодежи Югры
3.6.
Объявление конкурсов на право заключения концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве и договоров аренды земельных участков
февраль 2017 года
концессионные соглашения и соглашения о государственно-частном партнерстве
уполномоченные исполнительные органы государственной власти автономного округа
3.7.
Строительство объектов, входящих в Кампус
2017 год - 2025 год
поэтапный ввод в эксплуатацию зданий и сооружений, входящих в проект
уполномоченные исполнительные органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления города Сургута (по согласованию)


------------------------------------------------------------------