По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 07.08.2015 N 451-рп "О Концепции по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, и плане мероприятий по ее реализации"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 августа 2015 г. № 451-рп

О КОНЦЕПЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКАМ, ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ
КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, ПРОЖИВАЮЩИХ
В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ, И ПЛАНЕ
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЕ") ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктом 2 статьи 40 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, пунктом 2 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", учитывая пункт 2.1 перечня поручений Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по итогам рабочей поездки в Белоярский район от 7 декабря 2014 года, в целях создания условий для изучения и преподавания родного языка, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре:
1. Утвердить:
1.1. Концепцию по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Концепция) (приложение 1);
1.2. План мероприятий ("дорожную карту") по реализации Концепции на период 2015 - 2020 годов (далее - дорожная карта) (приложение 2).
2. Исполнительным органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - ответственным исполнителям дорожной карты внести изменения в государственные программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, учитывая мероприятия дорожной карты, до 1 октября 2015 года.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разработать планы мероприятий по реализации Концепции во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
4. Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществлять мониторинг реализации Концепции и дорожной карты.

Временно исполняющая обязанности
Губернатора Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА





Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 7 августа 2015 года № 451-рп

КОНЦЕПЦИЯ
ПО ОБУЧЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКАМ, ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ
КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, ПРОЖИВАЮЩИХ
В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В современных условиях система образования гарантирует единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов России в условиях многонационального государства. Граждане Российской Федерации имеют право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Реализация права обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования.
В соответствии с государственной образовательной политикой приоритетным направлением в развитии образования Югры является удовлетворение этнокультурных и языковых образовательных потребностей коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Концепция по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Концепция) призвана стать ориентиром и организационной основой трансляции культурного наследия коренных малочисленных народов через систему образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Концепция разработана в соответствии с:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации";
3) Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
4) Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
5) Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
6) Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
7) Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
8) Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";
9) распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 1226-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2013 - 2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
10) Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 декабря 2001 года № 89-оз "О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";
11) Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 июня 2003 года № 37-оз "О фольклоре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";
12) Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2004 года № 88-оз "О поддержке средств массовой информации, издаваемых (выпускаемых) на языках коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
13) Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
14) постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 мая 2011 года № 183-п "О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".

Раздел 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ,
ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - исконное место проживания коренных малочисленных народов Севера: ханты, манси, ненцев (далее также - КМНС). По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в автономном округе проживают 31,5 тысяч представителей КМНС, что составляет 2% от общей численности населения Югры. Национальный состав коренных народов Югры характеризуется преобладанием ханты (60,5%), манси составляют 34,9%, ненцы 4,6%. Более 3 тысяч человек ведут традиционный образ жизни. Почти 70% коренного населения региона проживают в сельской местности. В сфере образования от общего количества педагогических работников 2,6% составляют представители КМНС.
В системе образования автономного округа сформирована сеть образовательных организаций с этнокультурной составляющей, включающая дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования.
По данным муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, в 2014 - 2015 учебном году изучение хантыйского (казымский, сургутский, ваховский диалекты), мансийского, ненецкого национальных (родных) языков КМНС, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, введено в:
10 детских садах, 225 детей (Березовский, Октябрьский, Белоярский, Нижневартовский, Ханты-Мансийский районы) (2013 - 2014 уч. год - 9 детских садов - 246 детей);
29 школах, включая филиалы, 1612 человек (Белоярский, Березовский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Сургутский, Кондинский, Октябрьский, Ханты-Мансийский районы) (2013 - 2014 уч. год - 28 школ - 1694 человека);
5 учреждениях дополнительного образования, 294 человек (г.г. Лангепас, Ханты-Мансийск, Березовский район) (2013 - 2014 уч. год - 3 учреждения дополнительного образования детей - 67 человек).
Литературу КМНС изучают:
243 ребенка в 8 детских садах (в 2013 - 2014 уч. год - 305);
880 обучающихся в 17 общеобразовательных организациях (в 2013 - 2014 уч. год - 741).
Образовательные программы муниципальных образовательных организаций включают до 10 учебных предметов, курсов этнокультурного содержания: родной язык, родная литература, краеведение, география Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, экология Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, охотоведение и рыболовство, культура народов Севера, история Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, национальные виды спорта, декоративно-прикладное искусство.
С 2013 года 5 дошкольных образовательных организаций (Березовский, Белоярский районы) реализуют проект "Языковое гнездо" с целью внедрения программы раннего изучения родного языка. В проекте принимают участие 172 дошкольника, 23 работника детских садов, владеющие хантыйским и мансийским языками.
Образовательные организации разрабатывают и внедряют модели организации учебно-воспитательного процесса, учитывающие особенности КМНС, способствующие сохранению национального самосознания и успешной социализации обучающихся.
Подготовка профессиональных кадров, владеющих родным языком, осуществляется в:
автономном учреждении среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж";
федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Югорский государственный университет".
Ежегодно среди обучающихся образовательных организаций проводятся региональные конкурсные мероприятия, направленные на формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к культурно-историческому духовному наследию обско-угорских народов, природному и культурному окружению.
С целью выявления одаренных детей, глубины знаний родного языка и литературы среди обучающихся проводится олимпиада школьников Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по родным языкам и литературе КМНС, состоящая из нескольких этапов - школьный, муниципальный и региональный.
В целях повышения престижа и статуса учителя родного языка в обществе, развития профессионального мастерства, начиная с 2008 года, ежегодно проводится конкурс "Учитель родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", победитель которого участвует в мероприятии "Всероссийский мастер-класс учителей родных, включая русский, языков".
Научно-методическое сопровождение развития системы этнообразования в Югре осуществляют:
бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок";
автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования".
Закрепление, углубление знаний по родному языку, литературе и культурному наследию КМНС, а также формирование отношения к национальной культуре происходит через субъекты государственной культурной политики: органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные, научные организации, организации культуры, летние этнооздоровительные центры, организации спорта, общественные объединения и организации, иные организации, осуществляющие деятельность в области искусства, науки, образования, просвещения, воспитания, семейных отношений, работы с детьми и молодежью.
Язык является системообразующим элементом отнесения человеком себя к той или иной национальности, национальной культуре. При этом важное значение имеет информационная среда, в которой формируется личность.
Вместе с тем результаты социологических исследований, проводимых в период 2012 - 2014 годов по заказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, выявили следующие проблемы преподавания родного языка, литературы и культуры КМНС:
- сокращение этнической составляющей в содержании образовательных программ, привлечения к учебно-воспитательному процессу носителей традиционной культуры КМНС;
- несоответствие учебно-методических пособий по предметам этнокультурной направленности требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Снижается использование родного языка в семье и в социальной практике, что приводит к постепенной утрате родных языков среди представителей КМНС, проживающих не только в городе, но и в сельской местности. При этом степень владения языком коррелируется с возрастом носителей.

Раздел 3. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

Цель Концепции - обеспечение права КМНС в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на изучение родного языка, литературы и культуры с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей, создание условий для активного использования родных языков КМНС в социальной практике.
Достижение цели предполагается на основе решения следующих задач:
1) создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей изучение и преподавание родного языка, литературы и культуры КМНС в образовательных организациях Югры, а также использование родного языка КМНС в социальной практике;
2) совершенствование методологии, методик и технологий преподавания родных языков, литературы и культуры КМНС;
3) развитие научно-методического сопровождения процесса обучения родному языку, литературе и культуре КМНС;
4) совершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в области преподавания родных языков, литературы и культуры КМНС;
5) создание печатных и электронных образовательно-информационных ресурсов по родным языкам, литературе и культуре КМНС;
6) развитие образовательных организаций с изучением родных языков, литературы и культуры КМНС;
7) создание информационно-коммуникативной среды для активного использования родного языка КМНС детьми и взрослыми.

Раздел 4. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ, ЛИТЕРАТУРЕ
И КУЛЬТУРЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА,
ПРОЖИВАЮЩИХ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

Обучение родному языку, литературе и культуре КМНС основывается на следующих принципах:
- этнокультурной направленности образования, создание необходимых условий для достижения и приобщения к культурному наследию народа КМНС;
- преемственности в системе воспитания и обучения подрастающего поколения на основе этнопедагогики;
- вариативности как возможности выбора содержания и форм обучения родному языку, литературе и культуре, языкового материала и теоретических сведений с учетом диалектных особенностей родного языка и ориентации предметов этнокультурной направленности на конкретную образовательную организацию;
- практической направленности, учет актуальных образовательных потребностей обучающихся, формирование у них практических навыков сохранения этнических культурных традиций как важной составляющей национальной идентичности;
- интеграции изучения культурного наследия КМНС с общероссийской и мировой культурой на основе диалога в полиязычном и поликультурном пространстве;
- развития у подрастающей личности субъектной позиции, предполагающей ответственность, самостоятельность, творчество и инициативность в решении образовательных и педагогических задач в условиях полиэтнической среды обучения;
- информационной открытости и взаимодействия образовательной организации, семьи, общественности, организаций социальной сферы.

Раздел 5. МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ РОДНЫМ ЯЗЫКАМ, ЛИТЕРАТУРЕ
И КУЛЬТУРЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА,
ПРОЖИВАЮЩИХ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ,
НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 5.1. МОДЕЛЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В дошкольных образовательных учреждениях с полиэтничным составом воспитанников реализуются образовательные программы с обязательным модулем, формирующим системные представления об особенностях родного края, эмоционально-положительное отношение на своеобразие национальных культур и языков.
В дошкольных образовательных учреждениях с преобладанием детей из числа КМНС основным языком воспитательного процесса и общения между детьми и персоналом выступает родной язык.

Глава 5.2. МОДЕЛЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Начальное общее образование расширяет знание родного языка, литературы и культуры родного народа через преподавание учебного предмета "Родной язык и литературное чтение", использование родного языка при преподавании модульных курсов отдельных предметов.
Учебный предмет "Родной язык и литературное чтение" представляет собой ценный в образовательном, воспитательном и развивающем отношении содержательный учебный материал, формирующий личность обучающегося.
На курс изучения родного языка для детей, владеющих родным языком, отводится по 2 часа в неделю, литературное чтение - 1 час в неделю. Школьникам, не владеющим родным языком, преподается интегрированный курс родного языка и литературного чтения по 2 часа в неделю.
Модульные курсы по культуре КМНС, предлагаемые для интегрированного обучения с учебными предметами:
1. Предметные модульные курсы "Фольклор финно-угорских народов", "Родной край в преданиях и сказаниях" к учебному предмету "Литературное чтение".
2. Предметные модульные курсы "Мы - дети природы", "Заветы предков" к учебному предмету "Окружающий мир".
3. Межпредметные модульные курсы "Краски земли югорской", "Орнаментальная мозаика" к учебным предметам "Изобразительное искусство", "Технология".
4. Предметный модульный курс "Мелодии родного края" к учебному предмету "Музыка".
5. Предметные модульные курсы "Игры народов Севера", "Северное многоборье" к учебному предмету "Физическая культура".

Глава 5.3. МОДЕЛЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основное общее образование призвано углублять знания этнокультурного компонента содержания образования, соотнося их со знаниями по всем другим предметам.
На данном уровне общего образования предусматриваются 2 модели обучения родному языку, литературе и культуре КМНС.
Модель 1. Повышение уровня владения родным языком КМНС на основе личностно-ориентированного обучения родному языку, литературе и культуре.
Обучающиеся изучают учебные предметы "Родной язык" в объеме 2 часов в неделю, "Родная литература" и "Культура народов Севера" - 1 час в неделю.
Модель 2. Изучение родного языка для не владеющих им на основе коммуникативной технологии обучения.
Обучающиеся изучают учебный предмет "Родной язык и литература" в объеме 2 часов в неделю, "Культура народов Севера" - 1 час в неделю.
Модульные курсы по культуре КМНС, предлагаемые для интегрированного обучения с учебными предметами:
1. Предметные модульные курсы по декоративно-прикладному искусству, охотоведению и рыболовству к учебному предмету "Технология".
2. Предметный модульный курс "Мелодии родного края" к учебному предмету "Музыка".
3. Предметные модульные курсы "Национальные виды спорта, игры народов Севера", "Северное многоборье" к учебному предмету "Физическая культура".
4. Предметные модульные курсы "Краски земли югорской", "Орнаментальная мозаика" к учебному предмету "Изобразительное искусство".
Для организации практической, исследовательской и проектной деятельности учащихся вводится курс "Югра - мой дом".

Глава 5.4. МОДЕЛЬ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

На уровне среднего общего образования вводится углубленный курс изучения родного языка, продолжается знакомство с литературой КМНС на уроках литературы, обучающиеся овладевают навыками в народных ремеслах и промыслах.
Количество часов на изучение родного языка, литературы и культуры КМНС составляет от 1 часа в неделю.
Образование на данном уровне предполагает профильную дифференциацию, реализацию социокультурных проектов в сфере сохранения традиционной культуры КМНС.

Глава 5.5. МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В системе профессионального образования углубляются и закрепляются знания по родному языку, литературе и культуре КМНС, формируется уважение к своему и другим народам, их истории и культуре.
В содержание основных профессиональных образовательных программ, реализуемых в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, вводятся модули этнокультурной направленности или междисциплинарные курсы, такие как "Языковая картина мира обских угров", "Родной язык и литература с методикой обучения", "История и декоративно-прикладное искусство родного народа", "Методика преподавания родного языка".
В профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, в которых обучается значительное количество молодых людей из числа КМНС:
расширяется перечень специальностей, направлений подготовки в области их родных языков, культуры и традиционных видов деятельности;
реализуются дополнительные образовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки) в области их родных языков, культуры, традиционных видов деятельности;
создаются специальные службы психолого-педагогического и социального сопровождения;
реализуются социокультурные проекты в сфере сохранения культуры.

Глава 5.6. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Система дополнительного образования предназначена для удовлетворения национально-культурных и образовательных потребностей детей и взрослых. Учреждения дополнительного образования имеют возможность привлечения носителей традиционных знаний и культуры к реализации дополнительных образовательных программ, использования педагогических ресурсов социального окружения в процессе воспитания и социализации детей.
В учреждениях дополнительного образования реализуются дополнительные общеобразовательные программы по родным языкам, традиционной народной культуре: фольклор, народные промыслы и ремесла, музыка, народные танцы, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Образовательные программы носят практико-ориентированный характер и включают различные формы и виды деятельности: общественные объединения, творческие студии, краеведческие музеи, мастерские декоративно-прикладного искусства, фольклорные и театральные коллективы, предметные кружки, факультативы, различные образовательные мероприятия, направленные на изучение и освоение культурного наследия КМНС.
Дополнительное образование тесно связано с внеурочной деятельностью образовательных организаций.

Раздел 6. СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
КАДРОВ В ОБЛАСТИ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ, ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ
КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

Преподавание родных языков, литературы и культуры КМНС ведут 56 педагогов. Подготовка профессиональных кадров, владеющих родным языком, осуществляется в:
автономном учреждении среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж";
федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Югорский государственный университет".
Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж готовит учителей начальных классов и воспитателей детских садов по программам среднего профессионального образования: "Преподавание в начальных классах" с углубленной подготовкой по родному языку и литературе, "Дошкольное образование" со специализацией "Воспитатель национального дошкольного образовательного учреждения (мансийский язык)", "Музыкальное образование" с изучением игры на национальном инструменте "Санквылтап" и фольклора народов Севера. Дополнительно введены факультативные курсы: этнопедагогика, этнопсихология, литература народов Севера, география Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, история Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, экономика и законодательство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В Югорском государственном университете ведется подготовка специалистов по направлению "Филология" со специализацией "Родной язык и литература". В дальнейшем выпускники продолжат научно-образовательную деятельность по изучению и сохранению языка и культуры коренных малочисленных народов Севера в аспирантуре.
Система повышения квалификации педагогических работников, реализующих в образовательных организациях этнокультурную и региональную составляющую, включает повышение квалификации по очной, очно-заочной, заочной формам через различные педагогические технологии: стажировки, лекционно-семинарский модуль, дистанционный модуль и другие.
Образовательные программы повышения квалификации учителей родного языка, литературы и культуры направлены на развитие профессиональной компетентности педагогов, отражают современные подходы к преподаванию родных языков в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Курсы повышения квалификации педагогов различных предметных областей включают образовательные модули "Реализация этнокультурной составляющей в предметной области", "Психофизиологические особенности детей коренных малочисленных народов Севера и их учет в образовательном процессе", "Этнолингвистика".
Дистанционные модули реализуются через информационные системы, включают доступ к кейсу учебных материалов и видеоконтент учебного курса.
Стажировки педагогов организуются на базе стажировочных площадок с целью предоставления методической поддержки освоения передового педагогического опыта, педагогических инноваций и научных достижений.
Повышение квалификации педагогических кадров включает также объединения учителей, включая сетевые сообщества.
Методическая поддержка и индивидуальное сопровождение профессионального совершенствования педагогов происходит через:
работу учебно-методических объединений;
постоянно действующие семинары по актуальным проблемам преподавания родного языка, литературы и культуры;
активное участие в межрегиональных и международных профессиональных конференциях;
создание и развитие системы профессиональных исследований (научно-методические, практические лаборатории, творческие проектные группы).

Раздел 7. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ, В КОТОРЫХ ИЗУЧАЮТСЯ РОДНЫЕ ЯЗЫКИ, ЛИТЕРАТУРА
И КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

Родные языки, литературу и культуру КМНС изучают в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в местах традиционного проживания КМНС, а также в поселениях, в которых имеется потребность населения в изучении языков, литературы и культурного наследия КМНС.
Образовательные программы этнокультурной направленности реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм, с применением различных образовательных технологий, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение при наличии условий.
Реализация образовательных программ этнокультурной направленности осуществляется во взаимодействии с учреждениями различной ведомственной принадлежности, национальными общественными объединениями.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на основе сотрудничества с другими субъектами государственной культурной политики принимают меры, направленные на поддержку и развитие языков и культуры КМНС, проживающих в муниципальных образованиях, включая поддержку преподавания родных языков, литературы и культуры в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Раздел 8. НАУЧНОЕ, МЕТОДИЧЕСКОЕ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБУЧЕНИЯ РОДНЫМ ЯЗЫКАМ, ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ
КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА,
ПРОЖИВАЮЩИХ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

Научное, методическое, ресурсное сопровождение обучения родным языкам, литературе и культуре КМНС обеспечивают организации, осуществляющие научную и образовательную деятельность как регионального, так и федерального значения.
В целях участия педагогических, научных работников в обеспечении качества, содержания предметов этнокультурного направленности в образовательных и научных организациях, учреждениях культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры создаются рабочие группы, профильные объединения, сетевые сообщества.
Ресурсное обеспечение включает разработку и выпуск печатных и (или) электронных учебных изданий (включая учебники и учебные пособия), необходимых для обучения родным языкам, литературе и культуре КМНС для всех уровней образования. Ресурсное обеспечение этнокультурного компонента содержания образования предусматривает единый методологический подход. При разработке учебно-методических пособий по родным языкам учитываются следующие факторы:
наличие различных диалектов родных языков КМНС;
различия исходного уровня владения родным языком;
вариативность форм преподавания родного языка.
При этом значимая роль отводится информационно-образовательным ресурсам по родным языкам, литературе и культуре КМНС.

Раздел 9. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Индикаторами, позволяющими оценить результативность реализации Концепции, являются:
количество:
обучающихся, изучающих родной язык;
образовательных организаций с преподаванием и изучением родного языка КМНС, реализующих этнокультурную и региональную составляющую содержания образования;
дипломированных специалистов по направлениям, связанным с родным языком, литературой и культурой КМНС;
конкурсов, олимпиад, образовательных проектов и социальных языковых практик среди населения, направленных на формирование ценностного отношения к духовному наследию КМНС;
педагогов - участников сетевого сообщества образования Югры "Школлеги" по направлению "Родные языки, литература и культура народов Севера";
специалистов Югры, принимавших участие в международных, всероссийских, межрегиональных форумах и конференциях по проблемам этнокультурного образования;
научно-исследовательских работ и мониторинговых исследований по проблемам сохранения культурного наследия КМНС, а также степень их внедрения в практику этнообразования и этновоспитания;
учебных и учебно-методических изданий для образовательных организаций;
доля:
детей, подростков и молодежи, вовлеченных в деятельность этнокультурной направленности;
педагогических работников, повысивших квалификацию в сфере этнокультурного образования и воспитания, от общего количества педагогов, повысивших квалификацию за 3 года.





Приложение 2
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 7 августа 2015 года № 451-рп

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
ПО ОБУЧЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКАМ, ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ КОРЕННЫХ
МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ
АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ, НА ПЕРИОД 2015 - 2020 ГОДОВ

№ п/п
Наименование мероприятия
Срок реализации
Ожидаемый результат
Ответственные исполнители
1.
Организационно-управленческое сопровождение
1.1.
Разработка и утверждение нормативных правовых актов на региональном и муниципальном уровне
по мере необходимости
Обеспечение нормативно-правовых условий реализации Концепции
Департамент образования и молодежной политики автономного округа (далее - Депобразования и молодежи Югры),
органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (по согласованию)
1.2.
Организация и проведение мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на сохранение и развитие родных языков, нематериального культурного наследия коренных малочисленных народов Севера
ежегодно
Увеличение охвата педагогических и научных работников, детей и молодежи, родителей, представителей коренных малочисленных народов Севера, участвующих в мероприятиях
Депобразования и молодежи Югры,
Департамент культуры автономного округа (далее - Депкультуры Югры),
Департамент общественных и внешних связей автономного округа (далее - Депобщественных и внешних связей Югры)
1.3.
Проведение конкурсов, олимпиад, образовательных проектов среди детей и молодежи, направленных на формирование ценностного отношения к духовному наследию коренных малочисленных народов Севера
ежегодно
Увеличение числа детей и молодежи, вовлеченных в процесс этнокультурного образования
АУ ДПО "Институт развития образования",
Бюджетное учреждение автономного округа "Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок" (далее - БУ "Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок")
2.
Научно-методическое сопровождение
2.1.
Проведение научных исследований и создание экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансового обеспечения по проблемам сохранения родных языков коренных малочисленных народов Севера, методологии, технологий преподавания и содержания предметов этнокультурной направленности
ежегодно
Использование современных достижений науки при решении проблем сохранения традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера
БУ "Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок",
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Югорский государственный университет" (далее - ФГБОУ ВПО "Югорский государственный университет"),
Бюджетное учреждение высшего профессионального образования автономного округа "Сургутский государственный университет" (далее - БУ ВПО "Сургутский государственный университет"),
АУ ДПО "Институт развития образования"
2.2.
Проведение международных, всероссийских, межрегиональных форумов и конференций по проблемам этнокультурного образования
ежегодно
Повышение качества научно-методического сопровождения системы этнообразования
БУ "Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок",
АУ ДПО "Институт развития образования"
3.
Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников
3.1.
Разработка дополнительных профессиональных программ, модулей, междисциплинарных курсов для педагогических работников, реализующих в образовательных организациях этнокультурную и региональную составляющую
2016 - 2017
Обеспечение повышения квалификации педагогических работников в области этнообразования
ФГБОУ ВПО "Югорский государственный университет",
БУ ВПО "Сургутский государственный университет",
Автономное учреждение профессионального образования автономного округа "Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж",
АУ ДПО "Институт развития образования"
3.2.
Разработка и внедрение индивидуальных образовательных траекторий (планов) профессионального развития для преподавателей, использующих родной язык в педагогической деятельности
III квартал 2016
Повышение квалификации учителей родного языка
АУ ДПО "Институт развития образования",
муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования
3.3.
Организация и проведение конкурса "Учитель родного языка и литературы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" при проведении регионального этапа конкурса профессионального мастерства в сфере образования автономного округа "Педагог года Югры"
ежегодно
Выявление и поощрение творчески работающих педагогов, реализующих в своей деятельности принципы двуязычия и диалога культур
Депобразования и молодежи Югры,
муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования
4.
Создание печатных и электронных образовательно-информационных ресурсов
4.1.
Создание электронных библиотек и каталогов научной, научно-популярной, учебно-методической, справочной литературы, периодических изданий на родных языках коренных малочисленных народов Севера, а также содержащих сведения о традиционной культуре коренных малочисленных народов Севера
2015 - 2016
Создание информационной базы литературы по традиционной культуре коренных малочисленных народов Севера
БУ "Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок",
ФГБОУ ВПО "Югорский государственный университет",
БУ ВПО "Сургутский государственный университет",
учреждения культуры
4.2.
Пополнение интерактивной Литературной карты Югры
2015 - 2017
Актуализация информационного ресурса о литературном наследии Югры
БУ "Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок"
4.3.
Разработка научно-образовательного ресурса по языкам коренных малочисленных народов Севера "Родной язык - в один клик"
2016
Создание научно-образовательного ресурса
БУ "Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок"
4.4.
Разработка учебно-методических пособий по родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера
ежегодно
Разработка учебно-методических пособий для реализации основных образовательных программ этнокультурного содержания
БУ "Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок",
АУ ДПО "Институт развития образования"
4.5.
Тиражирование на электронных носителях записей лучших программ и передач окружной телерадиокомпании "Югра", освещающих традиционную культуру, быт, деятельность коренных малочисленных народов Севера, для муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования
ежегодно
Обеспечение школьных библиотек записями видеофильмов, подготовленных окружной телерадиокомпании "Югра", о традиционной культуре коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
Автономное учреждение автономного округа "Окружная телерадиокомпания "Югра",
Депобразования и молодежи Югры,
муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования
4.6.
Ведение и поддержка в актуальном состоянии электронного реестра объектов нематериального культурного наследия автономного округа (www.ugra-nasledie.ru)
2016
Наполнение информационными материалами электронного ресурса реестра объектов нематериального культурного наследия автономного округа
Депкультуры Югры,
АУ "Творческое объединение "Культура"
5.
Сотрудничество образовательных организаций, семьи, учреждений социума
5.1.
Создание условий для внедрения и развития модели "Общеобразовательная школа - социокультурный центр"
2016 - 2018
Внедрение модели взаимодействия школы с возможными социальными партнерами, использования педагогических ресурсов социального окружения для создания практик применения родного языка
Депобразования и молодежи Югры,
органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (по согласованию)
5.2.
Поддержка деятельности объединений коренных малочисленных народов Севера по продвижению и популяризации родных языков и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера
2015 - 2020
Увеличение общественных объединений, участвующих в сохранении и популяризации традиционной культуры
Депобразования и молодежи Югры,
Депкультуры Югры,
Депобщественных и внешних связей Югры
5.3.
Организация фольклорной мастерской по изучению традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера:
- познавательная игровая программа "Звуки природы";
- "Традиционные игры и забавы народов ханты и манси";
- "Театр берестяных масок"
III квартал 2016
Вовлечение детей дошкольного возраста в этнокультурную среду
Депкультуры Югры,
АУ "Творческое объединение "Культура"


------------------------------------------------------------------