По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Правительства ХМАО - Югры от 06.02.2015 N 20-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2012 года N 245-п "О Концепции развития театрального дела в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2020 года"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2015 г. № 20-п

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ОТ 6 ИЮЛЯ 2012 ГОДА № 245-П "О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ
ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 236-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций", Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству Пр-452 от 6 марта 2014 года, Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям Пр-1768 от 22 июля 2014 года, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 мая 2013 года № 185-п "О Стратегии развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года и на период до 2030 года", учитывая распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 февраля 2013 года № 46-рп "О плане мероприятий ("дорожной карте") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", в целях повышения эффективности развития сферы театрального дела в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2012 года № 245-п "О Концепции развития театрального дела в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2020 года" изменения, изложив приложения 1, 2 в следующей редакции:
"Приложение 1
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 6 июля 2012 года № 245-п

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ
АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

I. Общие положения

Концепция развития театрального дела в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года № 1019-р и определяющей основные направления развития театрального дела в Российской Федерации, постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 мая 2013 года № 185-п "О Стратегии развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года и на период до 2030 года", с учетом положений распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года № 101-рп "О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года".
В Концепции представлен анализ современного состояния театрального дела в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, сформулированы цели и задачи на долгосрочную перспективу, определены основные направления развития театрального дела в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ), а также механизмы и ожидаемые результаты ее реализации.
В настоящей Концепции применяются термины и определения, установленные в Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года.

II. Цель и задачи Концепции

Профессиональное театральное искусство в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре возникло в 1989 году - с года открытия первого профессионального театра в автономном округе - Театра кукол "Барабашка" в городе Нижневартовске.
Целью Концепции является обеспечение динамичного развития театрального дела в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре как в традиционных для России формах, так и с использованием инновационных подходов, российского и мирового опыта в этой сфере.
Задачи развития театрального дела:
создание условий для реализации творческого потенциала театров;
создание современной материально-технической базы театральных организаций;
повышение качества жизни работников театров;
расширение разнообразия театрального предложения и доступности театрального искусства для различных групп населения региона;
увеличение зрительской аудитории театров, в том числе и за счет привлечения на гастроли театров из других регионов;
активизация театрами деятельности по воспитанию подрастающего поколения средствами театрального искусства и создание в регионе театра юного зрителя на базе существующего учреждения.
Пути решения поставленных задач:
реконструкция и реставрация зданий, помещений, модернизация оборудования театров автономного округа;
предоставление объектов, находящихся в собственности автономного округа, в оперативное управление театров;
повышение эффективности эксплуатации концертно-театральных площадок;
поэтапный рост заработной платы к 2020 году сотрудников государственных и муниципальных театров до уровня не ниже средней заработной платы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;
кадровое обеспечение театральной деятельности, соответствующее современным требованиям;
совершенствование региональной нормативно-правовой базы.

III. Доступность театрального искусства для населения
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

В Югре действуют 8 профессиональных театров - это выше минимального социального норматива (таблица 1), в том числе 5 государственных и 3 муниципальных:
бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутский музыкально-драматический театр" (г. Сургут);
автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Театр кукол "Барабашка" (г. Нижневартовск);
бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Няганский детский музыкально-драматический театр" (г. Нягань);
бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Театр обско-угорских народов - Солнце" (г. Ханты-Мансийск);
бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Театр кукол" (г. Ханты-Мансийск);
муниципальное учреждение "Городской драматический театр" (г. Нижневартовск);
муниципальное учреждение "Театр кукол "Волшебная флейта" (г. Нефтеюганск);
муниципальное автономное учреждение "Театр актера и куклы "Петрушка" (г. Сургут).

Количество профессиональных театров в Ханты-Мансийском
автономном округе - Югре по состоянию на 1 июля 2014 года

Таблица 1

Вид театра
Кол-во, всего
Из общего количества театров (гр. 2)
Минимальный социальный норматив
Отклонение (гр. 2 - гр. 7)
федеральных
субъекта Федерации
муниципальных
частных
Театры драмы
1
0
0
1
0
1
0
Театры юного зрителя
0
0
0
0
0
1
-1
Театры кукол
4
0
2
2
0
1
3
Музыкально-драматические театры
3
0
3
0
0
1
2
Прочие театры
0
0
0
0
0
1
-1
Итого
8
0
5
3
0
5
3

Следует учитывать, что в автономном округе нет театра юного зрителя, а Театр кукол города Ханты-Мансийска не имеет собственного здания. При этом в репертуар государственных и муниципальных театров включаются спектакли для детей и молодежи, музыкальные спектакли, а также на площадках концертных организаций автономного округа осуществляются гастрольные проекты театров оперы и музыкальных театров иных регионов.
Помимо минимального количества театров в целом по субъекту Российской Федерации, социальные нормативы и нормы предусматривают обеспеченность населения местами в зрительных залах театров в городах с населением более 100 тысяч человек (таблицы 2 - 5).
В трех таких городах автономного округа работает четыре из восьми профессиональных театров, три театра расположены в городах с численностью населения менее 100 тыс. человек - города Ханты-Мансийск, Нягань.
На начало 2015 года социальные нормативы и нормы обеспеченности населения местами в зрительных залах театров в городах с населением более 100 тысяч человек в автономном округе превышают нормы, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года № 1063-р (таблицы 2 - 5).

Обеспеченность населения местами в зрительных залах
профессиональных театров по городу Сургуту

Таблица 2

Вид театра
Название театра
Кол-во мест в зрительных залах театров
Зрительских мест на каждые 5 тыс. жителей г. Сургута
Минимальный социальный норматив
Отклонение (гр. 4 - гр. 5)
Театры драмы

0
9
4
5
Театры кукол
муниципальное автономное учреждение "Театр актера и куклы "Петрушка" (г. Сургут)
0
Музыкально-драматические театры
"Сургутский музыкально-драматический театр"
592
Всего
592

Обеспеченность населения местами в зрительных залах
профессиональных театров по городу Нижневартовску

Таблица 3

Вид театра
Название театра
Кол-во мест в зрительных залах театров
Зрительских мест на каждые 5 тыс. жителей г. Нижневартовск
Минимальный социальный норматив
Отклонение (гр. 4 - гр. 5)
Театры драмы
"Нижневартовский городской драматический театр"
190
10
4
6
Театры кукол
Театр кукол "Барабашка"
326
Музыкально-драматические театры


Всего
516

Обеспеченность населения местами в зрительных залах
профессиональных театров по городу Нефтеюганску

Таблица 4

Вид театра
Название театра
Кол-во мест в зрительных залах театров
Зрительских мест на каждые 5 тыс. жителей г. Нефтеюганск
Минимальный социальный норматив
Отклонение (гр. 4 - гр. 5)
Театры драмы

0
5
4
1
Театры кукол

0
Театр кукол "Волшебная флейта"
125
Музыкально-драматические театры

0
Всего
125

Обеспеченность населения
местами в зрительных залах профессиональных театров
в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

Таблица 5

Вид театра
Название театра
Кол-во мест в зрительных залах театров
Зрительских мест на каждые 5 тыс. жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Минимальный социальный норматив
Отклонение (гр. 4 - гр. 5)
Театры драмы
"Нижневартовский городской драматический театр"
190
5
4
1
Театры кукол
"Театр кукол г. Ханты-Мансийск"
0
"Театр кукол "Барабашка"
326
"Театр кукол "Волшебная флейта"
125
"Театр актера и куклы "Петрушка" (г. Сургут)
0
Музыкально-драматические театры
"Сургутский музыкально-драматический театр"
592
"Няганский детский музыкально-драматический театр"
0
"Театр обско-угорских народов "Солнце"
282
Всего
1515

Ежегодные данные статистического наблюдения за деятельностью профессиональных театров Ханты-Мансийского автономного округа - Югры подтверждают высокий уровень востребованности у населения услуг, предоставляемых театрами.

Таблица 6

Вид театра
Название театра
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
число мероприятий
число зрителей (тыс. чел.)
число мероприятий
число зрителей (тыс. чел.)
число мероприятий
число зрителей (тыс. чел.)
число мероприятий
число зрителей (тыс. чел.)
число мероприятий
число зрителей (тыс. чел.)
число мероприятий
число зрителей (тыс. чел.)
Театры драмы
"Нижневартовский городской драматический театр"
187
22,8
199
23,3
209
24,5
214
23,5
240
23,5
245
25,4
Театры кукол
"Театр кукол г. Ханты-Мансийск"
62
4,9
70
5,6
101
6,3
133
16,5
172
13,5
205
14,6
"Театр кукол "Барабашка"
294
47,3
311
49,4
306
50,8
349
59,2
456
60,8
524
63,5
"Театр кукол "Волшебная флейта"
360
16,4
371
17,1
396
18,7
312
26,3
320
27,1
343
28,4
"Театр актера и куклы "Петрушка" (г. Сургут)








274
34,7
320
42,3
Музыкально-драматические театры
"Сургутский музыкально-драматический театр"
157
33,7
161
34,2
160
31,3
305
57,0
288
61,2
244
48,2
"Няганский детский музыкально-драматический театр"
130
16,5
135
17,0
149
17,7
179
11,7
235
22,1
243
20,4
"Театр обско-угорских народов "Солнце"
110
19,5
147
19,5
141
18,0
154
34,6
149
14,5
132
20,1
Всего
1300
161,1
1394
166,1
1462
167,3
1646
228,8
2134
257,4
2256
262,9

Любительские театральные коллективы

Важно учитывать, что в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре при культурно-досуговых учреждениях работает более 200 любительских театральных объединений (около 3000 участников). Развиты любительские студенческие, школьные театры и студии. В автономном округе регулярно проводятся фестивали любительских театров (окружной фестиваль самодеятельных театральных коллективов "Театральная весна", Всероссийский фестиваль "Театральные встречи в Югре").
Государственная поддержка любительских театров способствует реализации конституционных прав граждан на участие в культурной жизни, формированию культурной среды малых городов и сел, улучшению качества жизни населения. Любительское театральное искусство, не заменяя профессиональное, имеет важное значение для воспитания квалифицированного и заинтересованного театрального зрителя, ранней профессиональной ориентации молодежи, развития традиций русской сцены и новаторского поиска театральных студий, зачастую возглавляемых профессиональными актерами и режиссерами. Велико и влияние профессионального искусства на любительский театр.
Именно такое влияние мотивирует любительские театры к профессиональному росту, к поиску новых подходов в режиссуре, к расширению репертуара.

Состояние и использование материальной базы
государственных и муниципальных театров автономного округа,
иных площадок для сценического показа

Материально-техническая база государственных и муниципальных театров автономного округа по состоянию на начало 2015 года характеризуется отсутствием собственных площадей у театров из г. Ханты-Мансийска: "Театр кукол", "Театр обско-угорских народов - Солнце", а также у муниципального театра "Театр актера и куклы "Петрушка" (г. Сургут). Театр в г. Нягани - "Няганский детский музыкально-драматический театр" летом 2014 года перешел на новую для себя сценическую площадку в связи с реконструкцией основного здания.

Состояние материальной базы
государственных и муниципальных театров

Таблица 7

№ п/п
Название театра
Форма собственности (федеральная, региональная, муниципальная)
Здание театра
Оборудование нуждается
общая площадь (кв. м) и год строительства и последней реконструкции
требует капитального ремонта
требует комплексной реконструкции
находится в аварийном состоянии, ремонту не подлежит
в частичном обновлении
в полном обновлении
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1.
"Театр кукол г. Ханты-Мансийск"
Здание отсутствует, арендуются помещения
Администрация - 60,1 кв. м, цеха - 408,5 кв. м, репетиторий - 167,9 кв. м
-
-
-
-
да
2.
"Театр кукол "Барабашка"
региональная
5941,1 кв. м
1971 г., 2007 г.
1
-
-
-
да
3.
"Сургутский музыкально-драматический театр"
региональная
6591,1 кв. м, год ввода в эксплуатацию - 1999
1
-
-
-
да
4.
"Няганский детский музыкально-драматический театр"
региональная
4346,6 кв. м, 1991 год, реконструкция с 2005 по 2013 год
-
да
-
да
да
5.
"Театр обско-угорских народов "Солнце"
Здание отсутствует арендуются помещения
1187,0 кв. м
-
-
-
да
да
6.
"Нижневартовский городской драматический театр"
муниципальная
3674 кв. м, 2001 г.
да
-
-
-
да
7.
"Театр кукол "Волшебная флейта"
муниципальная
1125,9 кв. м, 1988 год
2005 год
да
-
-
да
-
8.
"Театр актера и куклы "Петрушка" (г. Сургут)
Здание отсутствует, арендуются помещения
538,20 кв. м, год строительства 1979, износ 100%
-
-
-
-
-

Процент износа сценического, светового и звукового оборудования театров составляет 70%.
Сургутский музыкально-драматический театр располагается в здании, которое не было специально спроектировано для размещения в нем учреждения данного типа, а было приспособлено под театр после длительного периода эксплуатации.
Здание Няганского музыкально-драматического театра также не было специально спроектировано для размещения в нем учреждения данного типа, на сегодняшний день реконструируется.
Выездные спектакли профессиональных театров в малых городах и сельских поселениях автономного округа проводятся на площадках муниципальных культурно-досуговых, образовательных и дошкольных учреждений, центров социальной защиты, которые сегодня не отвечают современным требованиям к сценическому показу по техническому оснащению и уровню зрительского комфорта.
В регионе активно используются для показа спектаклей площадки иных учреждений культуры.
Создание в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2010 - 2012 годах базы данных, содержащей технические характеристики всех сценических площадок, как театральных, так и нетеатральных, способствует оптимальному планированию театрами своей гастрольной деятельности.

Театральное предложение

Зрительская аудитория при осуществлении гастрольной деятельности на территории автономного округа ежегодно стабильно увеличивается, несмотря на большой процент труднодоступных, удаленных населенных пунктов от театральных стационарных площадок.

Гастрольная деятельность театров
на территории автономного округа

Таблица 8

Показатель
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
число мероприятий
54
94
119
113
201
число зрителей (тыс. чел.)
7,4
11,1
16,0
22,8
26,7
Из них - детей
7,2
7,7
10,1
15,0
21,5

Доступ населения к услугам в сфере театрального искусства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре затруднен тем, что все профессиональные театры расположены в 5 крупных городах автономного округа Сургуте, Нижневартовске, Нефтеюганске, Ханты-Мансийске, Нягани, расстояние до которых от иных населенных пунктов составляет более 500 километров, что, учитывая климатические условия региона, существенно затрудняет посещение жителями автономного округа театральных показов.
Благодаря реализации целевых и государственных программ автономного округа за последние 10 лет в автономном округе существенно увеличилась адресная поддержка гастролей государственных учреждений, осуществляющих театральную и концертную деятельность и комплексных проектов, представляющих в регионе наиболее значимые спектакли и серии концертов.
С учетом территориальных особенностей автономного округа (сегодня в 39% населенных пунктов, обладающих статусом "город", есть профессиональный театр или концертная организация окружного или муниципального статуса) большая часть городского и почти полностью - сельское население Югры фактически лишены возможности регулярно посещать театральные спектакли и концерты. Поэтому проблема развития гастрольной деятельности в Югре остается крайне актуальной.
Признавая, что гастрольная деятельность театров и концертных организаций в автономном округе предлагает зрителям отдаленных населенных пунктов Югры ежегодно новые спектакли и концерты, следует отметить вместе с тем крайне низкий показатель количества гастролей за пределы региона. Необходимо введение системы позиционирования югорского театрального и концертного продукта в Российской Федерации и за рубежом, призванной содействовать участию творческих коллективов театров в общероссийских и международных фестивалях, конкурсах и других акциях в области профессионального театрального искусства.
Высокие тарифы на транспортные и гостиничные услуги являются основной причиной, сдерживающей проведение "больших гастролей" государственных театров за пределами автономного округа.
В объективно сложившейся ситуации особенно важна государственная поддержка гастрольной деятельности (в том числе обеспечение участия театров в федеральных проектах и программах), а также укрепление материально-технической базы муниципальных культурно-досуговых учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, на площадках которых осуществляется показ выездных спектаклей профессиональных театров, для чего требуется инвентаризация и направленная модернизация имеющихся в регионе сценических площадок.
Необходимо введение централизованной системы организации полномасштабных театральных концертных гастролей на территории автономного округа на базе учреждения автономного округа "Концертно-театральный центр "Югра-Классик". Система предполагает перспективное планирование приездов ведущих российских театров и концертных коллективов, а также театров и концертных организаций автономного округа с целью поэтапного охвата всего региона. Для реализации гастрольных проектов в пределах округа необходимо создание биржи предложений, аккумулирующей весь спектр предлагаемого театрального продукта.
Реализация функции показа спектаклей для удаленных населенных пунктов автономного округа возможна при приобретении в 2014 - 2015 годах транспортных средств для государственных театров с целью дальнейшего эффективного проведения гастрольных туров по территории автономного округа.
Особым направлением современного театрального процесса является развитие театра для детей. С учетом отсутствия в регионе театра юного зрителя, особенно важно создавать и показывать спектакли для детей и подростков в действующих театрах, проводить политику приобщения детей к театральному искусству. Для детей и подростков театр - это мощнейший инструмент социализации личности, становления художественного вкуса, механизм воспитания эстетически развитой, творческой личности.
Развитие театрального искусства в регионе требует расширения круга детей, приобщенных к театру. Сегодня эту задачу в регионе систематически решают все профессиональные театры (через постановки музыкальных и музыкально-драматических спектаклей, в т.ч. сказок). Большинство постановок ориентированы, главным образом, на дошкольный и младший школьный возраст либо на старшеклассников. Дети в возрасте от 10 до 14 лет получают весьма ограниченное театральное предложение. Исключение в этом списке составляет репертуар "Няганского детского музыкально-драматического театра", который регулярно представляет новые постановки для детей, но его местоположение значительно ограничивает возможность посещения его спектаклей детьми из других городов автономного округа. Учитывая сложившуюся ограниченность в предоставлении театральных услуг для детского населения (по причинам местоположения профессиональных театров), необходима целенаправленная поддержка экспериментальных и малых форм детского театра, ориентированных на небольшое количество зрителей и возможность показа спектаклей непосредственно на площадках образовательных учреждений, в отдаленных населенных пунктах, не имеющих технически оснащенных сцен.
Также очевидна необходимость разработки и реализации проектов совместно с учреждениями образования по созданию воспитательных программ средствами театра, создание на базе государственных театров автономного округа школ-студий для детей, взаимодействие с театральными отделениями школ искусств автономного округа, театральными студиями при учреждениях культуры досугового типа автономного округа по профориентации в сфере театрального дела.
Посещаемость театра тесно связана с увеличением количества и улучшением качества театральных предложений, развитием зрительской культуры и повышением общественного интереса к сценическому искусству.
Рынок театральной сферы требует системного и комплексного изучения "искусства выживания" в нем, а это, прежде всего, связано с понятием маркетинга. Для разработки стратегии маркетинга театрам важно постоянно проводить ситуационный, комплексный анализ своей внутренней и внешней среды. Такой анализ позволяет оценить прошлую деятельность, рассмотреть достижения и неудачи, установить их причины, проверить компетентность и профессионализм сотрудников, предотвратить нежелательные сбои в работе театра, создать предпосылки и благоприятные условия для нормального функционирования системы маркетинга в театре, а также ответить на многие другие важные вопросы.
Для решения данных вопросов необходимо создать маркетинговые службы театра для постоянного исследования рынка сценического искусства, обеспечения роста зрительской аудитории и спроса. Различные вкусы и предпочтения зрительской аудитории определяют возможность существования диспропорции между театральным предложением и зрительским спросом.
Активная роль зрителя в развитии театра определяет необходимость новых форм пропаганды театрального искусства. В автономном округе необходимо появление единого Интернет-ресурса с размещением исчерпывающей информации о спектаклях и концертах всех учреждений автономного округа (независимо от их формы), оказывающих услугу в сфере сценического искусства. Возможность не только стимулирования зрительского спроса, но и осуществления заказа билета с выбором места в зале на данном сайте - одно из составляющей маркетинговой политики в сфере не только театрального, но и концертного дела. Данный интернет-ресурс призван содействовать созданию биржи предложений театрально-концертного продукта.
Также немаловажное значение для привлечения интереса зрителя должно оказать создание телевизионных версий лучших новых театральных постановок и концертов, созданных в автономном округе, и организация общественного доступа к этим ресурсам через Интернет.
Значительную роль в системе привлечения нового и закрепления традиционного зрителя сыграет внесение в государственные задания государственным театрам и концертным организациям автономного округа государственной услуги "Предоставление информации о времени и месте театральных представлений, филармонических и эстрадных концертов и гастрольных мероприятий театров и филармоний, киносеансов, анонсы данных мероприятий", которая будет ежемесячно обновляться на официальных сайтах учреждений.
Не менее важное направление театрального маркетинга - это формирование организационной культуры и символики театра, включающей в себя архитектурный и информационный дизайн. Она должна быть уникальной, узнаваемой и обязательно связанной с творческой направленностью театра. Стиль, внешнее оформление, интерьеры зрительской части театра - все эти компоненты должны быть связаны друг с другом внутренним смысловым единством и базироваться на эстетике, сложившейся в результате творческой деятельности театра, архитектурной, общекультурной среды его бытования, концептуальных акцентов его художественной программы. Разработка символики театра, его эмблемы, логотипа и всей связанной с ними рекламной линейки: афиш, билетов, буклетов, листовок, деловой документации, сувениров - важная задача каждого театра.
Изучение отечественного и зарубежного опыта, поиск и поддержка наиболее эффективных инновационных технологий формирования зрительской аудитории должны занять весомое место в деятельности государственных и муниципальных органов управления культурой.
Решение поставленной задачи обеспечивается заключением соглашений (договоров) о сотрудничестве между театром и принимающей стороной (муниципальными образованиями). Договорная основа способствует повышению мотивации заинтересованных сторон к плодотворному сотрудничеству и позволит минимизировать финансовые риски театров.

Экономическая доступность услуг, предоставляемых театрами

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре театрами применяется гибкая ценовая политика с учетом платежеспособности населения. Во всех театрах осуществляется значительное количество бесплатных мероприятий. Доступность театрального искусства должна обеспечиваться мероприятиями, направленными на создание условий для посещения театров следующими категориями населения:
жителями городской и сельской местности;
гражданами с различным уровнем доходов;
гражданами с ограниченными возможностями.
Доступность театрального искусства для различных групп населения укрепляет единство российского театрального пространства. Единая театральная политика должна обеспечиваться:
сближением позиций органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в вопросах нормативного регулирования театральной деятельности;
созданием условий для развития сети театров;
включением в государственное (муниципальное) задание осуществления мер, направленных на расширение театральной зрительской аудитории;
согласованным экономическим регулированием гастрольной деятельности российских театров с поддержкой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
содействием развитию культурного потенциала региона;
улучшением информационного обеспечения отраслевого управления в театральном деле (повышение уровня достоверности статистического учета, деятельности информационных служб).
Увеличение театрального предложения для детей и подростков требует экономического стимулирования учредителями театров всех уровней постановки и проката таких спектаклей при осуществлении финансирования государственных (муниципальных) заданий в иных формах и по следующим направлениям:
изучение и распространение положительного отечественного и зарубежного опыта в области театра для детей и подростков;
постановка в театрах спектаклей детского и подросткового репертуара;
дополнительное стимулирование артистов, режиссеров, художников - создателей спектаклей для детей и подростков;
разработка и реализация проектов совместно с учреждениями образования по созданию воспитательных программ средствами театра;
включение в обязательную программу общеобразовательных школ и гуманитарных специальностей вузов посещение учащимися спектаклей;
разработка схемы доставки детей в театры в учебные дни и закрепление ее на муниципальном уровне с предприятиями, осуществляющими подвоз детей в школы.

IV. Развитие театра как вида искусства

Репертуар

Развитие сценического искусства требует актуального, художественно полноценного современного драматического или музыкально-драматического текста. Как отмечается в Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, российские театры недостаточно активно включают современные произведения в свой репертуар, что связано с объективными особенностями формирования современной драматургии.
Острая нехватка спектаклей для подростков - не только культурная, но и важная социальная проблема российского театрального искусства. Оставляя в этом сложном переходном возрасте подростков фактически без театрального предложения, театр рискует остаться в будущем без театрального зрителя, а общество - лишиться духовно развитых людей.
Поддержка создания новых спектаклей, в том числе произведений классической и современной отечественной и зарубежной драматургии, в особенности для детей и подростков, должна включать в себя:
экономическое стимулирование учредителями театров всех уровней подготовки и проката новых спектаклей, при осуществлении финансирования государственных (муниципальных) заданий и в иных формах;
обеспечение эффективного взаимодействия творческого процесса и театральной критики;
изучение репертуара иных театров Российской Федерации, баз данных и электронных библиотек драматургии, использование возможностей электронных технологий для обмена и распространения информации по вопросам репертуара театров;
взаимодействие с Союзом театральных деятелей России, участие в грантовых конкурсах на создание спектаклей и поддержку молодых драматургов, режиссеров. Постановка спектакля молодым, начинающим режиссером на площадке определенного театра - всегда большой риск для театра. Однако молодые режиссеры должны иметь возможность реализовывать свои творческие замыслы. Поэтому финансирование постановок молодых режиссеров должно полностью осуществляться из средств бюджета автономного округа.
Профессиональные театры автономного округа инициируют предложение по кандидатуре режиссера и постановке, которая будет им реализована в данном театре. Театры самостоятельно проводят конкурсный отбор предлагаемых работ и кандидатур молодых режиссеров. Осуществление финансирования отобранных постановок планируется обеспечивать в соответствии с государственной программой в сфере культуры, реализуемой в автономном округе.

Театральные фестивали

Театральное движение стимулирует творческую инициативу, обеспечивает обмен опытом и профессиональный рост актерского состава. В Югре на протяжении последнего десятилетия успешно реализуется театральный фестиваль профессионального искусства "Белое пространство", Международный театральный фестиваль спектаклей малых форм "Северные встречи" (г. Нижневартовск), которые проводятся в автономном округе с периодичностью один раз в два года. В фестивалях принимают участие профессиональные театры автономного округа, зрители знакомятся с новыми постановками и творческими достижениями театральных коллективов. Фестивали способствует общению артистов и работников театров. Развитие фестивального движения и выход на новый качественный уровень возможно через приглашение на фестиваль "Белое пространство" коллективов театров из других регионов России, придание театральному фестивалю спектаклей малых форм "Северные встречи" официального статуса "Международный". Также в перечне мероприятий традиционных фестивалей необходимо предусмотреть организацию творческих лабораторий для привлечения в театры автономного округа молодых режиссеров, в том числе для создания постановок экспериментального характера.
Коллективам профессиональных театров автономного округа необходимо активнее участвовать в театральных фестивалях, проводимых за пределами региона. Количественные показатели выезда театральных коллективов для участия в фестивалях различного уровня планируется сохранить до 2015 года и обеспечить в дальнейшем положительную динамику роста показателя на период до 2020 года.

V. Финансовая поддержка театрального искусства

Исходя из объективности опережающего роста расходов некоммерческих театров по сравнению с их собственными доходами, существование репертуарного театра всегда находится в зависимости от государственного финансирования.
Театр принадлежит к тем сферам общественной жизни, где определить реальные "результаты работы", не подменяя их утилитарными и сиюминутными выгодами, сложно. Подготовку новых постановок или предпринимаемые театром меры, направленные на повышение творческого уровня актерского состава, нельзя однозначно связывать лишь с количественно-качественными характеристиками предоставляемых культурных услуг.
Принципы государственного финансирования должны учитывать особенность творческого процесса, в котором в равной степени важны как художественный поиск, нахождение новых путей и форм развития искусства, так и приобщение к искусству непосредственных потребителей. В повседневной деятельности театров эти аспекты существуют в неразрывном единстве, они равно значимы для государства и должны быть им поддержаны.
Указанные обстоятельства необходимо учитывать при формировании государственного (муниципального) задания государственным или муниципальным театрам, которое должно содержать 2 части - подготовку новых постановок (работа по созданию спектаклей) и предложение театральной услуги населению (услуга по показу спектаклей). Последнее предусматривает, в свою очередь, формирование и развитие спроса населения на театральное искусство. Подобный подход наиболее полно отражает право граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, что закреплено в Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 44).
Другим фактором, требующим особого внимания, является необходимость индивидуального подхода при разработке государственного (муниципального) задания для конкретных театров. Это является чрезвычайно важным обстоятельством для сохранения художественных особенностей каждого творческого коллектива.
В предстоящем 10-летии в области государственного (муниципального) финансирования окружных и муниципальных театров необходимо:
обеспечить реализацию мер, направленных на сохранение творческого потенциала и улучшение материального комплекса театров;
утвердить нормативы затрат на содержание имущества и нормативы затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам театрами, согласно методическим рекомендациям Министерства культуры Российской Федерации по определению указанных нормативов для региональных и муниципальных театров;
предусматривать в государственных и муниципальных программах мероприятия, направленные на реконструкцию (модернизацию) имеющихся зданий театров;
сохранить и развивать грантовую систему поддержки творческих инициатив и проектов в сфере исполнительского искусства (в т.ч. через проведение окружных и муниципальных конкурсов, соискание субсидий на реализацию социально значимых проектов).

VI. Кадровое обеспечение деятельности театров, подготовка
кадров и повышение квалификации работников театров

Подготовку творческих кадров для театров осуществляют 8 государственных театральных ВУЗов страны. В Москве располагаются 4 из них, 4 в гг. Санкт-Петербурге, Ярославле, Екатеринбурге и Новосибирске. Особенность образования в области театрального искусства, как и в других видах искусства, определяется тем, что оно базируется не только на научных знаниях, как в большинстве других сфер, а на непосредственной передаче опыта, умений от учителя к ученику и не только на интеллектуальном, но и на чувственном, духовном уровне.
Кроме артистического и художественно-творческого состава театры нуждаются в работниках ряда специфических исполнительских профессий - художниках - декораторах, бутафорах, гримерах. Подобных специалистов готовит ограниченный круг средних специальных учебных заведений (в гг. Москве, Казани и Уфе).
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре по объективным причинам практически отсутствует рынок театральных профессий.
Привлечение в театры автономного округа талантливых, перспективных специалистов, владеющих профессией, возможно путем реализации следующего комплекса мер:
организация прохождения практики студентами театральных ВУЗов и училищ в театрах автономного округа;
целевая подготовка театральных специалистов в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования;
привлечение в театры автономного округа квалифицированных специалистов из других субъектов Российской Федерации;
дополнительное стимулирование артистов, режиссеров, художников, композиторов - создателей спектаклей и концертных программ для детей и подростков;
наличие жилого фонда (с условиями найма служебного жилого помещения на неопределенный срок) с расчетом обеспечения потребности по тем специалистам, подготовка которых ведется за пределами автономного округа и требует их приглашения, а также с учетом компенсации части расходов по использованию жилого фонда;
формирование кадрового резерва административно-управленческого персонала театров автономного округа.

VII. Негосударственный сектор в театральном деле.
Развитие государственно-частного партнерства

В числе состоявшихся и имеющих свою историю театральных институтов активный участник театрального процесса - Союз театральных деятелей Российской Федерации, реализующий на основе собственной хозяйственной деятельности и различных, в первую очередь налоговых, льгот целый ряд значимых художественных инициатив, а также социальных программ в отношении творческих работников театра.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра на сегодняшний день не имеет собственного отделения Союза театральных деятелей России. Необходимо открытие окружного отделения Союза театральных деятелей России.
Для развития негосударственного сектора в театральном деле автономного округа необходимо развивать формы партнерства государства и частного сектора в сфере поддержки театрального искусства. Предпринимать меры, направленные на развитие механизмов стимулирования благотворительной деятельности и меценатства.
Необходимы совместные усилия органов государственной власти, общественных организаций, выдающихся и уважаемых деятелей культуры и искусства, общественных и политических деятелей по формированию в социуме положительного мотивационного поля благотворительной деятельности.

VIII. Субъекты и порядок реализации Концепции

Субъектами реализации Концепции являются:
театры всех видов собственности, организационно-правовых форм и типов, иные учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
исполнительные органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и органы местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
государственные образовательные организации, реализующие образовательные услуги на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
общественные объединения, творческие союзы, профсоюзы, объединения участников создания театральных спектаклей (артисты, режиссеры, дирижеры, драматурги, продюсеры и театральные художники), театрально-критические и зрительские объединения, сообщества любителей театра и др.
Положения Концепции должны учитываться в планах и программах развития профессиональных и любительских театров автономного округа, планах работы окружных и муниципальных учреждений, проектов государственных и муниципальных заданий театрам.
Реализация указанных программ и планов осуществляется исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, окружными государственными и муниципальными театрами в сотрудничестве с общественными объединениями, иными организациями отрасли культуры, образования, молодежной сферы, бизнес-сообщества.
Мероприятия, направленные на решение задач, поставленных Концепцией, осуществляются путем:
повышения эффективности использования финансовых средств, выделяемых из бюджета Российской Федерации, бюджета автономного округа государственным и муниципальным театрам;
повышения доходов театров, полученных от основной и иной предусмотренной их уставами деятельности, а также бизнес-партнерства, спонсорства, меценатства и др.;
выделения субсидий бюджетным учреждениям (театрам) на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, а также субсидий на иные цели;
бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства театров - государственных (муниципальных) учреждений;
субсидий, предоставляемых из бюджетов разных уровней театрам - некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, общественным организациям на осуществление проектов в сфере театрального искусства;
финансовых средств государственных и муниципальных программ;
финансовых средств спонсоров и меценатов.

IX. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Результаты реализации данной Концепции характеризуются следующими прогнозными показателями:
совершенствование региональной нормативно-правовой базы, в том числе заключение и реализация соглашений о сотрудничестве между профессиональными театрами и органами управления культуры муниципальных образований автономного округа;
строительство (приобретение) к 2020 году отдельных зданий или передача в собственность для Ханты-Мансийского театра кукол, Театра обско-угорских народов - Солнце;
реконструкция к 2018 году зданий, помещений, модернизация оборудования Няганского детского музыкально-драматического театра и Сургутского музыкально-драматического театра;
создание в автономном округе театра юного зрителя на базе существующего учреждения;
повышение эффективности эксплуатации концертно-театральных площадок, в том числе модернизация имеющихся в регионе муниципальных сценических площадок;
кадровое обеспечение театральной деятельности, соответствующее современным требованиям, в том числе создание маркетинговых служб в государственных театрах автономного округа;
поэтапный рост заработной платы сотрудников государственных и муниципальных учреждений исполнительских искусств до 100% от средней заработной платы в автономном округе к 2018 году.
Согласно настоящей Концепции и плану ее реализации, театрам автономного округа необходимо разработать и, по итогам общественного обсуждения, утвердить собственные концепции развития на период до 2020 года.





Приложение 2
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 6 июля 2012 года № 245-п

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ
ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Наименование мероприятия
Срок реализации
Ответственные исполнители
Совершенствование нормативно-правовой базы
1.
Утверждение концепций развития профессиональных театров
2012 год
государственные театры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ), муниципальные театры автономного округа (по согласованию)
2.
Заключение и реализация соглашений о сотрудничестве между профессиональными театрами и органами управления культуры муниципальных образований автономного округа по организации культурных проектов, гастролей, выставочных и иных мероприятий в городах и сельской местности
2012 - 2020 годы
органы управления культуры муниципальных образований автономного округа (по согласованию), муниципальные театры автономного округа (по согласованию), государственные театры автономного округа
Модернизация материально-технической базы и технического оснащения учреждений
1.
Ремонт здания и благоустройство прилегающей территории бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Няганский детский музыкально-драматический театр" (далее - БУ "Няганский детский музыкально-драматический театр")
2012 - 2018 годы
Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депкультуры Югры), Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депимущества Югры), БУ "Няганский детский музыкально-драматический театр"
2.
Ремонт теплотрассы, ремонт кровли бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутский музыкально-драматический театр" (далее - БУ "Сургутский музыкально-драматический театр")
2013 - 2018 годы
Депкультуры Югры, Депимущества Югры, БУ "Сургутский музыкально-драматический театр"
3.
Создание театра юного зрителя в автономном округе на базе существующего профессионального театра
2015 - 2016 годы
Депкультуры Югры, Депимущества Югры
4.
Модернизация светового, сценического и звукового оборудования БУ "Сургутский музыкально-драматический театр"; БУ "Няганский детский музыкально-драматический театр"
2013 - 2020 годы
Депкультуры Югры, БУ "Сургутский музыкально-драматический театр", БУ "Няганский детский музыкально-драматический театр"
5.
Приобретение транспортных средств для государственных театров
2014 - 2020 годы
Депкультуры Югры
6.
Строительство (приобретение) или передача в собственность отдельного здания для Ханты-Мансийского театра кукол и Театра обско-угорских народов Солнце
до 2020 года
Депкультуры Югры, Депимущества Югры, Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
7.
Инвентаризация и модернизация имеющихся в регионе муниципальных сценических площадок
2015 - 2020 годы
Органы управления культуры муниципальных образований автономного округа (по согласованию)
Маркетинговая деятельность
1.
Создание маркетинговых служб в государственных театрах автономного округа
2015 год
Депкультуры Югры, государственные театры автономного округа
2.
Создание единого интернет-ресурса с размещением информации о спектаклях и концертах учреждений автономного округа (независимо от их организационно-правовой формы), оказывающих театрально-зрелищную и концертно-зрелищную услуги
2016 год
Депкультуры Югры, муниципальные театры и концертные организации автономного округа (по согласованию), государственные театры и концертные организации автономного округа
3.
Разработка фирменных стилей театров автономного округа
2015 год
Депкультуры Югры, муниципальные театры автономного округа (по согласованию), государственные театры автономного округа
4.
Создание телевизионных версий театральных постановок и концертов, организация общественного доступа к ним через сеть Интернет
2015 - 2020 годы
Депкультуры Югры, государственные театры и концертные организации автономного округа
5.
Подготовка сюжетов, статей, репортажей о гастролях театров автономного округа, их участии в фестивалях
2014 - 2020 годы в течение года
Депкультуры Югры, муниципальные театры автономного округа (по согласованию), государственные театры автономного округа
Гастрольная деятельность, участие в фестивалях и конкурсах
1.
Реализация ежегодных сводных планов гастрольной деятельности профессиональных и любительских театров по автономному округу и за пределами автономного округа
2012 - 2020 годы
Депкультуры Югры, органы управления культуры муниципальных образований автономного округа (по согласованию), муниципальные театры автономного округа (по согласованию), государственные театры автономного округа
2.
Проведение окружного театрального фестиваля "Белое пространство"
2014 - 2020 годы 1 раз в два года
Депкультуры Югры, органы управления культуры муниципальных образований автономного округа (по согласованию), муниципальные театры автономного округа (по согласованию), государственные театры автономного округа
3.
Проведение Международного театрального фестиваля спектаклей малых форм "Северные встречи" (г. Нижневартовск)
2015 - 2019 годы 1 раз в два года
Депкультуры Югры, органы управления культуры муниципальных образований автономного округа (по согласованию), муниципальные театры автономного округа (по согласованию), государственные театры автономного округа
4.
Организация централизованной системы полномасштабных театральных и концертных гастролей на территории автономного округа
2014 - 2020 годы
Депкультуры Югры, муниципальные театры и концертные организации автономного округа (по согласованию), государственные театры и концертные организации автономного округа
Развитие и совершенствование кадрового потенциала учреждений
1.
Взаимодействие с высшими учебными заведениями Российской Федерации по отбору специалистов в области театрального искусства
2012 - 2020 годы в течение года
Государственные театры автономного округа
2.
Проведение аттестации руководителей государственных театров
2015 - 2020 годы
Депкультуры Югры
3.
Взаимодействие с театральными отделениями школ искусств автономного округа, театральными студиями при учреждениях культуры досугового типа автономного округа по профориентации в сфере театрального дела
2014 - 2020 годы
Государственные театры автономного округа
Мониторинг реализации Концепции развития театрального дела в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2020 года
1.
Ежегодный мониторинг хода реализации концепций развития профессиональных театров автономного округа на период до 2020 годов согласно утвержденным целевым индикаторам и показателям изменений результатов и условий деятельности театров автономного округа
2013 - 2020 годы
Депкультуры Югры
2.
Доведение до населения итогов мониторинга хода реализации Концепции развития театрального дела в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2020 года через средства массовой информации, сеть Интернет
2014 - 2020 годы
Депкультуры Югры
".

Первый заместитель
Губернатора Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
А.М.КИМ


------------------------------------------------------------------