По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Апелляционное определение Суда ХМАО - Югры от 08.09.2015 по делу N 33-4206/2015 <Об оставлении без изменения решения Ханты-Мансийского районного суда от 13.05.2015, которым было отказано в удовлетворении заявления С.В.И. о признании несоответствующим действующему законодательству решения Думы города Ханты-Мансийска от 27.09.2013 "О внесении изменений в Решение Думы города Ханты-Мансийска от 27 мая 2011 года N 35 "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения города Ханты-Мансийска">



СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Именем Российской Федерации

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 сентября 2015 г. по делу № 33-4206/2015

Судья Солонина Е.А.

Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
Председательствующего Волкова А.Е.
судей Старцевой Е.А. и Толстогузова А.В.
при секретаре И.
с участием прокурора Бикмухаметовой Г.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.В.И. о признании недействующим нормативного правового акта,
по апелляционной жалобе заявителя С.В.И. на решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО - Югры от 13 мая 2015 года, которым суд отказал в удовлетворении заявления С.В.И.,
Заслушав доклад судьи Волкова А.Е., объяснения представителя заинтересованного лица О., судебная коллегия

установила:

С.В.И. обратился в суд с заявлением о признании Решения Думы города Ханты-Мансийска от 27 сентября 2013 года "О внесении изменений в Решение Думы города Ханты-Мансийска от 27 мая 2011 года № 35 "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения города Ханты-Мансийска", опубликованное в газете "Самарово-Ханты-Мансийск" от 03 октября 2013 года № 43, не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права граждан и не действующим полностью с момента его принятия; о признании Решения Думы города Ханты-Мансийск от 27 мая 2011 года № 35 "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения города Ханты-Мансийска" в редакции от 30 сентября 2013 года, опубликованное в газете "Самарово-Ханты-Мансийск" от 02 июня 2011 года № 22, не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права граждан и не действующим в части установления Приложением к решению Думы города Ханты-Мансийска от 30 сентября 2013 года № 426-V РД срока минимального проживания на территории города Ханты-Мансийска 15 и более лет для получения права на дополнительные меры социальной поддержки. Требования мотивировал тем, что вышеназванным Решением Думы города Ханты-Мансийска от 27 мая 2011 года № 35 установлены дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Ханты-Мансийск отдельным категориям населения города Ханты-Мансийска, в том числе, установлены льготы для неработающих пенсионеров старше 60 лет и бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей. Решением Думы города Ханты-Мансийск от 27 сентября 2013 года "О внесении изменений в Решение Думы города Ханты-Мансийск от 27 мая 2011 года № 35 "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения города Ханты-Мансийска", названное решение изложено в новой редакции, в которой, в частности установлены ограничения перечня лиц имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки путем введения ценза продолжительности проживания на территории города Ханты-Мансийска сроком 15 лет. Считал решение незаконным, нарушающим его права, поскольку он является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, а также неработающим пенсионером старше 60 лет и проживает на территории округа три года. Поскольку факт проживания на территории округа меньше установленного решением Думы срока не изменяет его статуса, полагал, что органом местного самоуправления допущено установление дискриминирующих норм в отношении граждан, проживающих на территории округа менее 15 лет, лишенных дополнительных мер социальной поддержки.
Впоследствии С.В.И. заявленные требования уточнил и просил признать не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права граждан и не действующим полностью с момента принятия решения Решение Думы города Ханты-Мансийск от 27.09.2013 года № 426 V РД "О внесении изменений в Решение Думы города Ханты-Мансийск от 27 мая 2011 года № 35 "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения города Ханты-Мансийска" (опубликованное в газете "Самарово-Ханты-Мансийск" от 03.10.2013 года № 43); признать не соответствующими действующему законодательству, нарушающим права граждан и не действующим Решение Думы города Ханты-Мансийска от 27 мая 2011 года № 35 "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения города Ханты-Мансийска" (в редакции от 30.09.2013 года, опубликованное в газете "Самарово-Ханты-Мансийск" от 02.06.2011 года № 22) в части установления Приложением к решению Думы г. Ханты-Мансийска от 30 сентября 2013 г. № 426-V РД срока минимального проживания на территории города Ханты-Мансийска в 15 и более лет для получения права на дополнительный меры социальной поддержки.
В судебном заседании заявитель С.В.И. и его представитель на заявленных требованиях настаивали.
Представитель заинтересованного лица - Думы г. Ханты-Мансийска с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в возражениях на заявление.
Прокурор в судебном заседании сочла заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого указана выше.
В апелляционной жалобе заявитель С.В.И. просит решение суда отменить, как незаконное. Ссылаясь на практику Европейского суда по правам человека, полагает, что заявленные им требования подлежат удовлетворению, поскольку отвечают презумпции социального государства и свободе выбора места жительства.
От представителя заинтересованного лица Думы г. Ханты-Мансийска поступили возражения на апелляционную жалобу С.В.И., в которой он указал, что находит решение суда законным, доводы жалобы необоснованными.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заявитель С.В.И. не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен.
Представитель заинтересованного лица О., действующая по доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала относительно доводов апелляционной жалобы, считала решение суда не подлежащим отмене.
Проверив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Решением Думы города Ханты-Мансийска от 27 мая 2011 года № 35 "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения города Ханты-Мансийска" установлены дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Ханты-Мансийск отдельным категориям населения города Ханты-Мансийска.
Решением Думы города Ханты-Мансийск от 27 сентября 2013 года "О внесении изменений в Решение Думы города Ханты-Мансийск от 27 мая 2011 года № 35 "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения города Ханты-Мансийска", Решение Думы города Ханты-Мансийска от 27 мая 2011 года № 35 изложено в новой редакции, в которой, в частности, введен ценз оседлости на территории города Ханты-Мансийска лиц, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки, сроком 15 лет.
Полагая, что установленный решением Думы города Ханты-Мансийска ценз оседлости носит дискриминационный характер по отношению к льготной категории граждан, проживающих на территории города Ханты-Мансийска менее установленного срока, С.В.И. обратился в суд.
Отказывая С.В.И. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об ошибочном толковании заявителем норм материального права.
В силу пунктов 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 20 названного Закона органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование указанных полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу статей 10, 13 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, устанавливаются ими самостоятельно, исходя из перечня мер социальной поддержки, определенного указанным федеральным законом.
Дума города Ханты-Мансийска, определяя круг лиц, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки, реализовала полномочия, предоставленные ей федеральным законодательством, и не превысила их, а социальная защищенность льготной категории граждан регулируется Федеральным законом от 12 января 1995 № 5-ФЗ "О ветеранах".
Введение условия о проживании льготной категории граждан на территории города 15 и более лет, не может рассматриваться как нарушающее права и свободы, поскольку оно принято с учетом финансовых возможностей муниципального образования города Ханты-Мансийск и направлено на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан.
Поскольку определение перечня и порядка предоставления дополнительных мер социальной поддержки, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации, что согласуется с положениями Федерального закона "О ветеранах", Дума, реализовав предоставленное федеральным законодателем право, предусмотрела помимо прочих и такое условие, как проживание в городе Ханты-Мансийске не менее 15 лет.
Таким образом, оспариваемое Решение Думы города Ханты-Мансийска принято Думой города в пределах установленных полномочий, с соблюдением требований действующего законодательства РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
С учетом изложенного, оспариваемое решение является основанным на законе, и судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО - Югры от 13 мая 2015 года оставить без изменения, жалобу С.В.И. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Е.ВОЛКОВ

Судьи
Е.А.СТАРЦЕВА
А.В.ТОЛСТОГУЗОВ


------------------------------------------------------------------